Ричард Нисбетт (Richard Nisbett), социальный психолог, профессор Мичиганского университета (США), автор книг, адресованных как профессионалам, так и широкой аудитории. «Человек и ситуация», книга, написанная им совместно с Ли Россом, издана на русском языке (Аспект пресс, 1999).
«Что такое интеллект и как его развивать» Ричард Нисбетт
Перевод с английского Марии Кульневой.
АЛЬПИНА НОН-ФИКШН, 344 с.
Если ребенка убедить, что способности можно развивать, его умственные достижения растут, а мысль о том, что они не поддаются изменениям, его деморализует. Иными словами, успехи ребенка в решении трудных интеллектуальных задач зависят от того, как он сам воспринимает свои способности; это доказали американские ученые – Кэрол Двeк и ее коллеги. Книга одного из самых известных и глубоких современных психологов Ричарда Нисбетта убеждает читателя в том же, что продемонстрировала в своих экспериментах с детьми Кэрол Двек: «интеллектуальные способности можно развить». Они не заданы раз и навсегда природой, генами, условиями жизни. Это послание американского интеллектуала остро необходимо сегодня российскому читателю. Ведь мы до сих пор убеждены, что живем в мире устойчивых и не поддающихся нашему влиянию сущностей. Самая частая фраза в устах россиянина – «это от меня не зависит». Так вот: применительно к уровню умственного развития это точно не так. В книге Нисбетта рассказ о новейших научных данных сочетается с их тонким критическим анализом и четкими советами, адресованными родителям, учителям и управленцам. Впечатляет обилие педагогических экспериментов в американской системе образования, поиск разнообразных способов что-то системно изменить и улучшить. И не меньше восхищает научная тщательность, с которой проанализированы результаты этих экспериментов: многие из них были отвергнуты как неудачные или потребовали дальнейшего осмысления. Вот хороший пример того, как двигаться вперед, проявляя в то же время осторожность и разумный консерватизм.
Рекомендации родителям, которые дает Нисбетт, актуальны и для нас: беседуя с ребенком, не бойтесь сложных слов, расширяйте его словарный запас, вовлекайте его в разговоры взрослых, реже ругайте. На каникулах поддерживайте умственную нагрузку ребенка, стимулируйте его память и внимание. Не забывайте, что развитию интеллекта способствуют физические упражнения. А вот хвалить ребенка лучше не за его ум (иначе, чтобы заслужить похвалу, он будет выбирать задачи, с которыми успешно справляется), а за усердие, настойчивость, силу воли (что будет стимулировать его к выбору и решению более сложных задач).
Не менее содержательна и теоретическая часть книги: читатель узнает о структуре интеллектуальных способностей, тестах для их измерения, о причинах высоких достижений китайцев и евреев и о том, как именно влияют гены на умственное развитие.