
«Ребенок смахнул со стола чашку с компотом, случайно порвал книжку или залил кетчупом новые шорты... Иногда достаточно пустяка, чтобы мы вспылили:«Ты вообще соображаешь, что ты делаешь?» Мы можем накричать и даже сгоряча шлепнуть,а минуту спустя уже жалеем о случившемся.
«Он меня просто довел», – оправдываем мы себя и не всегда понимаем, что настоящая причина раздражения – наша усталость, невозможность управлять ситуацией, справиться с обстоятельствами – личными или на работе. Но ведь ребенок тут ни при чем...
Кроме того, его неловкость, лень или неряшливость ранят самолюбие:наше дитя небезупречно! Ребенок зависит от нас – и такое положение уже само провоцирует нас на неоправданно бурную реакцию. Власть над другими ожесточает, нелегко справиться с бессознательным искушением злоупотребить ею (особенно если человек часто в повседневной жизни чувствует себя жертвой). Нам стоит учиться принимать свое несовершенство,а ошибки ребенка рассматривать как повод научить его чему-то, выслушать, объяснить.
Родители имеют право время от времени раздражаться: они тоже люди, а детям даже полезно видеть их человеческие проявления – это придает им уверенности в себе. Однако важно отличать гнев от агрессии (словесной или физической). Гнев выражает наше состояние, агрессия же ранит другого. Она пугает ребенка, который не может на нее ответить, и в итоге подрывает веру в родителя, который слишком явно не владеет ситуацией.
Чувствуя, что внутри назревает взрыв, лучше уйти, остыть, а потом объясниться в спокойном состоянии. Вы возвращаетесь с работы на взводе? Постарайтесь снять напряжение еще по дороге;не забывайте о себе и придя домой. Иногда для всей семьи будет лучше, если вы немного побудете в ванне сами, перед тем как купать детей».