alt

Неотразимое и удивительное – это «нечто» мгновенно притягивает взгляд. Парадокс в том, что его присутствие невозможно не ощутить, но и описать почти невозможно. Для историка моды Франсуа Бодо (François Baudot), автора книги «Женский аллюр»*, это «слово, которое означает все и абсолютно не поддается расшифровке». Однако, поместив в свою книгу фотографии обладательниц этого качества – Коко Шанель, Джекки Кеннеди, Авы Гарднер, Кейт Мосс, Инесс де ля Фрессанж, Твигги, Одри Хепберн, Паломы Пикассо, – автор доказал: таинственный аллюр – качество все же уловимое. Хотя бы – объективом фотографа!

Всемирно признанный мастер стиля Карл Лагерфельд говорит о нем как о чем-то «бессознательном, естественном и изысканно-тонком». Для арт-директора модного Дома Chanel обладать аллюром означает «прежде всего быть в согласии с собой, излучать уверенность без претенциозности и оставаться непринужденным без каких-либо усилий». Красивая одежда может это качество подчеркнуть, но все же не она главное: «Аллюр – это больше чем красота, хотя и она не лишняя. Это и посадка головы, манера двигаться, способ одеваться не так, как другие». Это качество кажется неотделимым от облика его обладателя, подобно тому как становятся частью нашего образа верно выбранные духи. Недаром марка Chanel выпустила в свет свой знаменитый аромат Allure, описав его как «необъяснимый и абсолютно неотразимый».

Движение к свободе

Французское «allure» изначально происходит от глагола «aller» – «идти», и означает собственно движение – стремительное или размеренное, как в конном спорте, где этим понятием объединяют и шаг, и рысь, и галоп. Антрополог Давид ле Бретон (David Le Breton) подтверждает, что «этот таинственный дар воплощается именно в движении, которое преображает весь облик – и лицо, и тело, и голос, делая их обладателя сразу заметным и словно озаренным изнутри»**. Для психоаналитика Виржини Меггле (Virginie Megglé) этот внешний эффект – проявление внутренней цельности человека, который никогда не пытается выдать себя за того, кем не является. «Это обаяние благородства придает нам именно уверенность в себе, осознание того, кем мы являемся, и ощущение своего достоинства», – объясняет она***. Однако лучше узнать себя и свои желания, принять свои особенности и стать увереннее в себе – все это возможно в процессе психотерапии. Так где же ключ к этому обаянию – во внутренней работе над собой или же во внешней – над возможностями собственного тела?

Впрочем, этот вопрос можно считать риторическим: современной психологии прекрасно известно, что наше внутреннее состояние и состояние нашего тела – в том числе и манера держаться, двигаться, способ существовать в окружающем пространстве – связаны неразрывно. Наше тело всегда говорит: о нашем темпераменте (например, страстном или невозмутимом), но также об эмоциях, мыслях, о нашем настроении в данный момент. Оно одновременно свидетельствует о том, кто мы есть и к чему мы стремимся (опять все то же движение, аллюр). Иными словами, движения нашего тела воплощают устремления души – ту сокровенную внутреннюю силу, что и ведет нас по жизни. Ритм наших шагов и рисунок жестов рождают танец тела – захватывающий, полный грации… или нет. «Обладание аллюром предполагает, что человек движется к собственному будущему с определенной свободой – подобно ребенку, который выстраивает свою личность за пределами круга родительской опеки», – продолжает Виржини Меггле. А потому, независимо от возраста, у каждого из нас есть шанс освободиться от этого внутреннего родительского контроля. «Успешная терапия облегчает нашу душу и освобождает тело от оков», – подчеркивает психоаналитик.

Узнать больше

Клуб «На 9-м этаже»

т. (916) 657 0904, feldenkrais.ru

Занятия по методу Фельденкрайза проходят дважды в неделю. Стоимость 350 руб. за урок.

Школа танго Casa del Tango

т. (495) 420 9744, casadeltango.ru

Самая старая школа аргентинского танго в Москве. Стоимость 7000 руб. за 14 занятий (базовый курс).

alt

Окрыляющие жесты

Но можно начать перемены и с внешности, считает Давид ле Бретон. И в качестве примера приводит притчу: один некрасивый человек долгое время скрывал лицо за маской, а когда та разбилась, никто из окружающих и не заметил его изъянов... Однако, подчеркивает антрополог, мы действительно можем измениться, только если при этом не совершаем насилия над собой, не принуждаем себя к переменам и получаем от них удовольствие. Так, приобрести уверенную осанку поможет гимнастика, но также тайчи или йога, которые учат прислушиваться к собственному телу и оставаться в гармонии с ним. Танец, который многие привыкли понимать лишь как последовательность определенных движений, тоже нельзя свести к одной лишь технике. «Музыка помогает нам освобождать свои эмоции, а парный танец – лучше чувствовать не только себя, но и своего партнера», – говорит Валентина Устинова, преподаватель арген-тинского танго в московской школе Casa del Tango. А ее коллега Анн-Мари Пайяр (Anne-Marie Paillard) из ассоциации Lе Corps du Tango в своих занятиях использует упражнения по методу Моше Фельденкрайза, который этот известный ученый-реабилитолог называл «пробуждением телесной целостности», и в результате «невозможное становится возможным, возможное – легким, легкое – приятным, а приятное – элегантным»****. «Человек, который по-настоящему чувствует свое тело, начинает получать удовольствие от каждого движения, – рассказывает Анн-Мари Пайяр. – Как следствие, танец становится менее скованным, у него появляется истинная выразительность и настоящий класс».

«Танец – это когда мы двигаемся, чувствуя, – убежден Гонсало Кинтеро Ромеро (Gonzalo Quintero Romero), преподаватель академии фламенко Flamenqueria. – В Испании мы говорим: «слова уносит ветер», – а тело не умеет лгать. Язык тела вообще гораздо важнее слов. Для меня танец – это лучший психотерапевт, он всегда помогает преодолеть внутренние барьеры. Кому-то – пережить боль, кому-то – выплеснуть ярость, кому-то – раскрыть свою сексуальность. Например, у меня была ученица, которая стеснялась в танце двигать плечами – ведь так она бы привлекла внимание к своей груди. Но фламенко – это страсть. И когда девушка наконец разрешила себе это движение, она почувствовала себя чуть женственнее, чуть свободнее. И ее манера держать себя изменилась не только в танце, но и в обычной жизни…»

* F. Baudot «L'Allure des femmes» (Assouline, 2001).

** D. Le Breton «Éclats de voix, une anthropologie des voix» (Métailié, 2011).

*** V. Megglé, A. Aimelet «Aimer son physique pour s'accepter enfin» (Hachette Pratique, 2010).

**** М. Фельденкрайз «Искусство движения. Уроки мастера» (Эксмо, 2003).

«Танец, который освобождает душу»

Так описывают свои ощущения испанцы, преподаватели академии фламенко Flamenqueria*. Вот несколько цитат.

  • «Фламенко, единое для всех, может существовать только тогда, когда его исполняют разные люди – каждый наполняя своим характером. Это восторг обретения своего стиля, «изюминки». Это нечто, что зарождается прямо в животе, заставляя исполнителя буквально светиться: он достиг того, чего искал, – нашел ни на что не похожее, свое, родное движение...» Исис Сантьяго, 33 года
  • «Фламенко – это то, как ты чувствуешь и как живешь. Для меня это единственное средство самовыражения, передачи моих эмоций, переживаний и самых сокровенных желаний. Это – ностальгия, бегство, тоска, радость, борьба, страсть...» Сара, 32 года
  • «Я ощущаю фламенко как некую силу, которая обнажает и освобождает душу, проникает в каждую клеточку, в каждый жест, ноту и малейшее движение… Это сила, которую впитываешь кожей, путь выражения искренних чувств, зеркало, в котором мы видим отражение нашего внутреннего мира и того, чем мы являемся на самом деле». Рикардо, 44 года
  • «Это особая манера жить, чувствовать, дышать и, прежде всего, – ощущать свободу. Когда я танцую, моя душа раскрепощается, обнажается – и вот она перед вами как есть, ведь танец следует за чувствами…» Лаура, 30 лет

* Академия фламенко Flamenqueria, т. (499) 921 0246, flamenqueria.ruФламенко преподают профессиональные танцоры из Испании. Стоимость 4500 руб. за 8 уроков.