3 причины посмотреть «Мамочку» Ксавье Долана
Ксавье Долан сделал шесть полнометражных фильмов и, похоже, считает, что пришел в кино удивлять. И удивляет каждой новой работой, неизменно попадая на большие кинофестивали и подтверждая звание «канадского вундеркинда», данное ему критиками. За «Мамочку» он получил специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.
Ксавье Долан сделал шесть полнометражных фильмов и, похоже, считает, что пришел в кино удивлять. И удивляет каждой новой работой, неизменно попадая на большие кинофестивали и подтверждая звание «канадского вундеркинда», данное ему критиками. За «Мамочку» он получил специальный приз жюри Каннского кинофестиваля.

Материнская плата. Отношения матери и сына акцентированы во всех картинах Долана, уважаемого кинематографиста двадцати пяти лет. Он даже подчеркивает автобиографичность этой темы. Но на сей раз это не акцент, а взрыв. Именно таков градус отношений вдовы без определенных занятий, но с нонконформистcкими задатками, и подростка-социопата, изгнанного из интерната за поджог. Они, как гласит слоган фильма, «ближе, чем мужчина и женщина». Они – две крайности, два полюса одной привязанности. И отчаянные попытки обоих жить в мире друг с другом и с самим собой каждый раз заканчиваются вспышками гнева и обидами. Тут третий – не лишний. И он появляется. Вернее, она – загадочная соседка средних лет с туманной миссией…

Антиутопия. Сюжет «Мамочки» разворачивается в футурологическом пространстве – в будущем, но очень близком, – в 2015 году, когда в родной для героев Канаде якобы принимают закон, позволяющий родителям помещать «сложных» детей в психиатрические больницы без консультаций со специалистами. История матери и сына оказывается проникнута ужасом антиутопии. К которому добавлена тревожность почти мистической тайны, которую скрывает соседка-учительница. Благополучная с виду женщина, разве только чуть-чуть заикающаяся и почему-то полная решимости помочь живущему рядом несчастному семейству.

Кадровая политика. Юный Долан явно кинематографист от Бога и по предназначению: содержание у него всегда изобразительно, а изображение его фильмов – содержательно. В случае с «Мамочкой» он применил и вовсе открытый, если не агрессивный, прием. По ходу сюжета изменяются рамки кадра – буквально: мир то сужается, то раздвигается под напором эмоций персонажей. И поэтому, когда герой, скажем, летит на велосипеде, переживая чувство небывалой освобожденности, он отпускает руль и… раздвигает руками кадр. А когда… Ну, это вы сами увидите.

В ролях: Анн Дорваль, Антуан-Оливье Пилон, Сюзанн Клеман.

В прокате с 13 ноября.