1. Война чувств. Сталинград для Бондарчука – не решающий эпизод Второй мировой, который должен быть воспроизведен в кино со всей почтительностью к истории. И не метафора цены, которой заплачено за ту победу. Рассказ о шести красноармейцах, которые отстаивали один сталинградский дом, и о несчастном немецком офицере, который этот дом атаковал, – это главным образом рассказ о чувствах на войне. О том, что война – и та, и любая другая – это война сердец. Это горе, переживаемое обеими сторонами. Победа тут штука относительная. Защитники Родины не безусловные герои – это иногда и озлобленные жертвы, не различающие недопустимого. А захватчики «любить умеют»… Словом, в масштабное отечественное киноповествование о Великой войне Бондарчуку удалось вставить новую главу.
2. Шесть красноармейцев против «300 спартанцев». «Сталинград» делает вид, что он – киноаттракцион. Впечатляет работа художников. Захватывает 3D… Но все-таки Сталинградская битва – не битва при Фермопилах. Слишком близко и болезненно все это, чтобы и режиссер, и зритель могли полностью отдаться во власть кинотрюка. 3D тут сообщает масштаб скорее эмоциям, чем приключениям.
3. Бондарчук vs Бондарчук. В «Сталинграде», возможно, есть доля авторской провокации: Федор Бондарчук взялся за тему Великой Отечественной, то ли наследуя отцу, Сергею Бондарчуку, с его эпохально-гуманистическим «Они сражались за Родину», то ли дискутируя с ним. Я склоняюсь ко второму – Федор Бондарчук явно говорит о войне и победе с позиций человека иного поколения. И новым языком, в котором есть место не только подвигу, но и сочувствию к тому, кто был врагом, и впечатляющему спецэффекту.
В ролях: Петр Федоров, Мария Смольникова, Сергей Бондарчук, Томас Кречманн, Яна Студилина, Андрей Смоляков.
В прокате с 10 октября.