1. Главные чувства. Ассайас не снимает простых историй. И в «Зильс-Марии» сюжет закручен туго. Немолодая актриса в юности сыграла свою звездную роль – ее героиня очаровывает, а потом доводит до самоубийства свою начальницу. Теперь же ей, встречающей старость, предложено вновь сыграть в том же сюжете. Но теперь уже начальницу, жертву. Причем она и в реальности может стать жертвой – жертвой новой, восходящей звезды, играющей ту обольстительницу, которой когда-то была она сама. И жертвой своего нежелания принять ход времени. Сложным сюжетом с пьесой внутри фильма, с ролями внутри ролей Ассайас уплотняет события человеческой жизни. Он делает это, чтобы продемонстрировать гамму сложно переплетенных эмоций, которые мы можем переживать одновременно, дать возможность зрителю опознать множество собственных чувств в одном фильме. И разобраться в них, наконец.
2. Актерское трио. Три женских типа, три версии миропонимания стоят за героинями фильма – знаменитой актрисой, ее ассистенткой-наперсницей и самоуверенной старлеткой. И все три актрисы – Жюльет Бинош, Кристен Стюарт и Хлоя Грейс Морец – действуют тут вне и даже против своих обычных амплуа. «Зильс-Мария» – тот самый редчайший случай, когда в ролях никого другого и не представишь.
3. Ландшафты и внутренние пространства. Незаменимым кажется и оператор Йорик Ле Со, работавший с Франсуа Озоном и снявший невероятный «Выживут только любовники» Джима Джармуша – с его пятнами света в темноте и телами, будто вылепленными из гипса. Это его операторское зрение в «Зильс-Марии» делает комнаты хороших отелей и благополучных домов едва не лабораториями, где тестируются характеры. А бескрайние ландшафты альпийского района Зильс-Мария, куда героиня отправляется для репетиций, преображаются в метафору той свободы, которой мы можем достичь, видимо, лишь однажды – на пороге смерти. Но именно о жажде ее, абсолютной, снят этот фильм.
В остальных ролях: Ларс Эйдингер, Джонни Флинн, Ангела Винклер.
В прокате с 23 октября.
Читайте также: