Премьера фильма «Марсианин»
Фото
Getty Images

Похоже, романтика освоения космоса, пугающего и пленительного, успешно возвращается в большой кинематограф. В 2013 году зрители затаив дыхание следили за историей выживания и перерождения в «Гравитации», а в 2014-м под громогласные звуки органа слушали научно-философскую сказку «Интерстеллара». Теперь пришла пора «Марсианина» Ридли Скотта — экранизации бестселлера Энди Вейера, в котором на современный лад переиначивается классическая фабула робинзонады.

Согласно завязке (ее фильм чересчур бегло ужимает в первые несколько минут), экспедиция NASA вынуждена экстренно эвакуироваться с красной планеты. До спасательного шаттла доходят не все: во время бури случайный обломок уносит в кромешную тьму астронавта-биолога Марка Уотни (в исполнении Мэтта Дэймона). Команда считает его погибшим, возвращается на космический корабль и отбывает домой на Землю. Тем временем на поверхности Марса герой приходит в себя. Скафандр пробит, из живота торчит кусок антенны, связь с цивилизацией потеряна, следующая экспедиция ожидается лишь через несколько лет, запасов еды и воды на исследовательской станции хватит на пару месяцев. Уотни отряхивается, с помощью аптечки и такой-то матери оперирует сам себя, а затем, вооружившись недюжинными научными познаниями, отправляется выпаривать влагу, растить картошку и слушать коллекцию диско-хитов, найденную в компьютере у командира.

Казалось бы, идеальный материал для экзистенциального исследования одиночества и инстинкта самосохранения, обостренного в отрыве от привычных условий комфорта и социума. Ведь в конечном счете, все лучшие истории о внеземных приключениях обращаются к самому что ни на есть земному и близкому — нашей человеческой природе. Но, в отличие от той же «Гравитации», для Ридли Скотта тема одиночества не актуальна: он не рассматривает отдельно взятого астронавта в отрыве от других людей, их культуры, стремлений и достижений. На пути к спасению Уотни то и дело опирается на опыт своих предшественников, и даже там, где герой вроде бы остается со своими мыслями один на один, он излагает их в заведомо социально-ориентированном формате видеоблога.

Львиная доля событий «Марсианина» и вовсе разворачивается на Земле, где многочисленные специалисты из NASA, сыгранные целым ансамблем известных актеров, вглядываются в спутниковые снимки и планируют спасательную операцию. На помощь Уотни собираются лучшие умы планеты, космические державы-соперники объединяют усилия, а за финальной эвакуацией в прямом эфире наблюдают толпы сочувствующих от Лондона до Пекина. Право, столь тотального и на удивление заразительного примера всеобщего единения на экранах не было уже давно!
Человек, заверяет зрителя «Марсианин», — это не только сумма его индивидуальных особенностей, воли и стремления выжить. Прежде всего, каждый из нас является частью единого человеческого сообщества, на опыт и помощь которого мы можем рассчитывать даже тогда, когда находимся от него на расстоянии в миллионы километров. И, стало быть, любые преграды можно преодолеть, если подходить к ним с умом, дружеской поддержкой и песнями «ABBA». С такой оптимистичной мыслью и в космосе не страшно.