Пол Томас Андерсон: «Мои фильмы и не должны нравиться»

Это именно он сделал оперно-страстную и «Магнолию» про чувства разных людей в самой открытой, надрывной форме. Именно он в «Ночах в стиле буги» рассказывал об отчаянии эксплуататоров эмоций — актеров порно. В этом американском режиссере есть отважная резкость — он бесстрашно исследует крайности человеческой природы.

Однако сам его вид как-то успокаивает. У него ясные глаза и плавные жесты. Хотя в Венеции во время фестиваля все немного «плавают» и «плывут» — влажная жара. И непонятно, как, колыхаясь в ней, можно заказывать два эспрессо и опрокидывать их, как, ей-богу, водку. Мягкий, обходительный Пол Томас Андерсон, с его тихим голосом и нежной улыбкой, обычно поступает именно так — решительно и безусловно. Уж он-то не испугается моих резких вопросов о своем «Мастере», самом бурно воспринятом фильме Венецианского фестиваля.

Пол Томас Андерсон (Paul Thomas Anderson)

Psychologies : Начало 50-х. Герой — сексозависимый алкоголик, вернувшийся с войны. Главный конфликт — столкновение и взаимное притяжение двух мужчин: этого малоприятного типа и главы некоей секты… Разве у такого фильма может быть успех в наше время тотальной развлекательности?

П. Т. А. : Мне кажется, вопросы «Животное ли человек?» и «Куда уходят мертвые?» по-прежнему главные для человечества. Я верю в то, что есть смысл искать на них ответ, в том числе и кассовый — в долгосрочной перспективе.

Вы категорически отрицаете, что прообразом секты «Причина», в которую попадает бывший моряк Фредди, стали дианетики. Хотя и их идеи, и Филип Сеймур Хоффман в роли ее главы рази-тельно похожи — на сайентологию и Рона Хаббарда…

П. Т. А. : Отрицаю, отчасти потому, что боюсь претензий моего друга Тома Круза, активиста сайентологии. Но и потому, что «Мастер» — шире, он о том, как хрупка человеческая самодостаточность, что остро проявляется в переходные времена — после войны, как в фильме, или в моменты, когда политические режимы демонстрируют свою несостоятельность, — как сейчас у вас в России, не так ли? Человек ищет новые точки опоры, новые идеи, единомышленников. Чтобы найти нового себя. А находит порой… хозяина («хозяин» — еще одна коннотация английского master в названии фильма. — Прим. автора).

Ваши герои всегда травмированы — собственными непомерными амбициями, как в «Нефти», нелюбовью, как в «Магнолии», военным опытом, как в «Мастере». Они не особенно приятные люди, и таких не может ждать хеппи-энд. Зачем вы усложняете свой авторский путь?

П. Т. А. : У меня просто в планах нет, чтобы мои фильмы нравились. Они должны брать за живое, тревожить, доставлять вам внутренний дискомфорт, заставлять пережить сочувствие к тому, кто внешне неэстетичен, а в общежитии, возможно, невыносим… Это не мещански-удобный, а благородный путь любви — от раздражения к полному приятию через понимание. Так я тренирую мышцу терпимости в зрителе.

«Мастер»

В РОЛЯХ: Хоакин Финикс, Филип Сеймур Хоффман, Эмми Эдамс, Лора Дерн.

В ПРОКАТЕ с 14 февраля.

Читайте также: Как сайентологи ловят нас в сети