Сериал «Игра престолов»

Когда в конце первого сезона «Игры престолов» появляются драконы, даже те, кто скептичен к фэнтези, уже не откажутся от просмотра. Сериал сообщил «подростковому» жанру ранее не свойственные ему смыслы.

Главной движущей силой фэнтези обычно является волшебство, волшебная сила, сообщаемая каким-нибудь кольцом всевластия, жезлом могущества или мечом тьмы. Но все совсем не так в «Игре престолов». Тут историей семи королевств и историей каждого из героев правит сумма индивидуальных воль, личный выбор, набор персональных качеств. А уж если совсем честно, то пропорция свободы человека и силы колдовства тут примерно та же, что в «Войне и мире» пропорция роли личности в истории и толстовского «русского Бога», волшебной, все сметающей на своем пути стихии, которая так помогла Кутузову в войне с Бонапартом. И кажется, что Джордж Мартин в серии романов, а за ним и Дэвид Бэньофф в своем без преувеличения эпохальном сериале просто по-новому, в соответствии с запросами своего времени, воплотили старый добрый эпико-психологический роман. И именно поэтому – в ответ на вызов нашей тинейджерской в своих вкусах эпохи – в романах и сериале оказались Красная Женщина с ее огненным колдовством и юная белокурая Дейнерис Бурерожденная с ее драконами. Остальное же – вполне реалистический мир, занявший реализма у нашей истории, что отозвалось даже фонетически: сериальные Старки и Ланнистеры враждуют точно так же, как Йорки и Ланкастеры в ходе Войны Алой и Белой Роз европейского XV века.

Но куда важнее реализма психологический символизм сериала, считает клинический психолог, психоаналитик Виталий Зимин: «Принципиальный образ тут – образ Стены. Стена – символ разделения сознательного и бессознательного, сил рациональных и могущественного хаоса. Стена разделяет цивилизацию и нецивилизованное пространство, отделяет мир Семи Королевств от иного мира, откуда приходит Зима, откуда ждут нашествия страшных «белых ходоков», откуда веет смертью. За Стеной – владения смерти, влечение к смерти. А волны влечения к смерти появляются и в нашей сознательной жизни, меняя в ней многое к худшему».

И действительно, мир «Игры престолов» живет ожиданием худшего: многолетней суровой зимы, ужасного исхода битвы при Черноводной, предательств, клятвопреступ-лений и бессмысленных кровопролитий. Практически так же, как наша планета, охваченная экономическими кризисом, военными конфликтами и общим опасением будущего. В сериале в виде вполне масс-культурного продукта земляне получили метафору своего сегодняшнего существования, а россияне – так в особенности. В России, где не работают важнейшие институты, где нет политических и социальных гарантий, где с сумой уже немаленькая часть населения, а от тюрьмы не зарекаются даже те судьи, которые сами штампуют заказные приговоры, лозунг дома Старков звучит просто-таки политически актуально. «Зима близко», граждане.

«Игра престолов»/Game of Thrones

Создатель Дэвид Бэньофф.

В ролях: Шон Бин, Питер Динклэйдж, Лина Хеди, Эмили Кларк и другие.