Основанная после Второй мировой войны «Новая реальность» замышлялась как альтернатива существующей в то время Академии художеств, участники которой выступали за возрождение традиций активного творческого поиска, свойственного русским художникам-авангардистам начала XX века: В. Кандинскому, К. Малевичу, А. Родченко. Ее основатель Элий Белютин — фигура легендарная и неоднозначная, талантливый художник-новатор и педагог, он создал уникальные формы творчества и построил системный теоретический базис, применимый как в области искусства, так и в области методологии. Разработанная им уникальная образовательная программа была направлена на внутреннее раскрепощение человека, на расширение его эмоционального диапазона и поиск новых средств для чувственной документации действительности. Основываясь на этих идеях, он создавал свою «Теорию всеобщей контактности» — оригинальную творческую методику для работы с учениками, направленную не только на объективное отображение окружающего мира, но и на презентацию его личного восприятия. Так, одним из самых действенных методов стала коллективная работа, благодаря которой зачастую появлялись уникальные произведения колоссальных масштабов, или практика совместных творческих пароходных поездок, а также работа в одной мастерской, выставки в необычных контекстах — например в лесу. Все это, по тому времени, представляется уникальным опытом для искусства и является интереснейшим материалом для современных исследователей.
На протяжении советского периода выставочная и образовательная деятельность «Новой реальности» оставалась малоизвестной для широкой аудитории. После того как они подверглись критике первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева во время одной из первых крупных выставок студии в 1962 году в Манеже, студийцы надолго ушли в творческое подполье. И только с 1989 года (хотя сам Белютин никогда не позиционировал свое искусство как антирежимное) студийцы начинают активно участвовать в процессе легализации советского андеграунда.
Выставка «Студия «Новая реальность» (1958–1991). Трансформация сознания» впервые соберет живопись, графику и архивные фотографии из коллекции Фонда русского абстрактного искусства, продемонстрировав системный подход к представлению творчества студии. Кураторами выставки подготовлен подробный анализ как теоретических основ работы студии, так и практических, являющихся ярким воплощением методологии Белютина. А уникальная архитектура экспозиции, широкое использование мультимедиа и серия специальных мастер-классов, подготовленных сотрудниками музея на основе педагогической методики Белютина, позволят зрителю стать не просто очевидцем, но и полноценным участником самых знаковых событий в жизни студии. Основу экспозиции составили работы 25 художников – членов студии: ее основателя, его последователей и учеников, состоявших во главе группы (В. Зубарев, Т. Тер-Гевондян, М. Эсмонт, Е. Радкевич, В. Преображенская и многие другие). В их произведениях проявляются смелые эксперименты с цветом, формой и пространством, характерные для авангардистов начала XX века, а также новаторские идеи самого Белютина, реализуемые им при работе со своими последователями.
Выставка «Студия «Новая реальность» (1958–1991). Трансформация сознания» в MMOMA призвана вписать имена Белютина и его учеников в контекст российского и мирового искусства, рассказать историю их работы над созданием новых творческих форм, актуальных, своевременных и живых. Это демонстрация нового искусства своего времени: свободного от условностей, существующего вне политической пропаганды, не только чутко реагирующего на изменения, происходящие в общественном сознании, но и часто становившегося источником этих изменений.