Картина, Валентин Серов

В начале творческого пути живописца ничто не предвещало «катастрофы». Лучезарные «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем», душевные пейзажи, искренние портреты друзей и близких. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – писал Валентин Серов жене в конце 1880-х. Мироощущение художника с годами менялось, но жажда отрадного была в нем всегда. И хотя самокритичный до самоуничижения Валентин Серов порой называл себя и «скучным», и «хмурым», и «злым», неизменным для него была увлеченность творчеством и людьми, о которых он писал. Солнечный свет проникал на полотна все реже, краски становились темнее и строже. Но ярче и глубже светились глаза на изображенных им лицах. В них – горечь будущих судеб, страшные пророчества, ускользающая красота модерна, мудрость стариков навсегда ушедшей стабильности века девятнадцатого, беспокойное напряжение новых поколений… Усталый, всезнающий Николай II, патетичная Ермолова, сосредоточенный Римский-Корсаков, мятежный Горький, пытливый Мика Морозов, неправдоподобно красивая княгиня Юсупова, барственный Шаляпин, ломкая и колкая Ида Рубинштейн… На выставке много знакомых с детства картин, но подавляющее большинство работ – Серов незнакомый, извлеченный из запасников, привезенный из российских и зарубежных музеев и частных коллекций.

Ключи к пониманию

Умение видеть значительное в малом

«Девочка с персиками» принесла Серову первый серьезный успех и до сих пор остается самой узнаваемой и любимой его картиной. Магия шедевра не только в обаянии открытого взгляда юной Верочки Мамонтовой, не только в безмятежной игре света, воздуха и цвета. В «Девочке с персиками» привычное увидено по-новому, свежо и радостно. Потрескавшаяся краска на оконной раме, блик солнца на спинке стула, кленовые листья возле персиков, огромный стол на уютной террасе, словно поджидающий многочисленных гостей, открытая дверь в комнату… Важна каждая случайность.
Двадцатидвухлетний художник испытал миг озарения ясным летним днем и угадал в нем вечность. Запечатлел ощущение защищенности, атмосферу доброты, царившую в знаменитом абрамцевском братстве. Не случайно эту картину называют «гением места».

Картина Валентина Серова 2

Внимание к людям и их характерам

Валентин Серов – признанный мастер психологического портрета. Живописец внимательно приглядывался не только к внешности портретируемых, но и к их внутреннему миру. Задушевные беседы располагали к художнику его моделей, раскрывали личности во всей полноте. Именно поэтому все герои видятся не застывшими на холстах изображениями, а абсолютно живыми людьми. Эффект сопричастности – одна из главных примет творчества художника. Диалоги, когда-то начатые в мастерской, теперь продолжаются со зрителями его картин.

Постоянное самосовершенствование

Наследие Валентина Серова объемно и внушительно. Ретроспективная выставка, расположившаяся в огромном трехэтажном пространстве на Крымском Валу, вместила не все работы гения. Не верится, что художник прожил всего 46 лет, – так много им сделано! Тем не менее предположение, что Серов работал быстро, обманчиво. Даже «Девочку с персиками», кажущуюся зрителям легкой импровизацией, художник писал более месяца, а над некоторыми картинами работал годами. Бывало, что рвал уже законченные, но не устраивающие его варианты рисунков и акварелей.
Еще подростком Серов амбициозно заявил, что если поедет с художником Репиным на этюды в деревню, обязательно добьется больших успехов. И всю жизнь не изменял поставленной цели стать лучшим. Признанный мастер, маститый преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, он часто садился писать этюды вместе со своими студентами. Учился всю жизнь. Не уставая искать верную линию, накладывал на рисунок одну кальку за другой, выявляя верный силуэт, уточняя образ. Перфекционизм вознаградил художника необычайной востребованностью и славой. Быть им запечатленным считали за честь первые лица государства. А плакаты дягилевских «Русских сезонов» с нарисованной Серовым Сильфидой – Анной Павловой парижские фанаты срывали с афишных тумб.

Картина Валентина Серов 3

Основные даты

Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 года. Отец – известный композитор А.Н. Серов, мать – пианистка В.С. Серова
1872–1875 – живет вместе с матерью в Европе. Начинает заниматься рисунком у немецкого художника Кеппинга. Знакомится с музейными собраниями в Германии и Франции.
1874 – начинает заниматься рисунком и живописью под руководством И.Е. Репина, ставшего его наставником на долгие годы.
1878 – приобщается к абрамцевскому художественному кружку С.И. Мамонтова.
1880-1886 – учится в Академии художеств.
1888 – получает первую премию конкурса Московского общества любителей художеств за «Девочку с персиками».
1897-1909 – преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1905 – в знак протеста против демонстрации 9 января выходит из Академии художеств.
1906 – участвует в выставке Русского искусства, организованной Сергеем Дягилевым в Париже.
1911 – участвует в антрепризе Дягилева «Русский балет», создает занавес к балету «Шехерезада» (Ныне – в собрании семьи М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневской. Представлен на выставке в Третьяковке.)
22 ноября (5 декабря) 1911 – умер в Москве.

Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» работает до 24 января 2016 года.
Третьяковская галерея, Крымский Вал, 10, сайт выставки serov.tretyakov.ru