alt

Искусство скульптора-нонкомформиста Вадима Сидура (1924–1986) в советское время считалось оппозиционным. Его работы, предельно выразительные и лаконичные, казались слишком необычными, неправильными и чересчур трагическими. Этот удивительный мастер получил признание только после смерти, в годы перестройки.

За рубежом творчество Вадима Сидура известно куда лучше. Только в XX веке было организовано более 30 его выставок. Несколько скульптур по моделям Сидура установлены в Германии – «Погибшим от насилия» (Кассель), «Взывающий» (Дюссельдорф).

В 1970-х годах Вадим Сидур создает одну из самых знаменитых своих работ – двуликий портрет Альберта Эйнштейна. Если смотреть с одной стороны, перед зрителем радостное лицо творца на пороге великого открытия. Если обойти скульптуру – то же лицо, но потрясенное ужасом возможных трагических последствий своего открытия. Бюст Альберта Эйнштейна очень понравился американским физикам, и они решили его купить. Министерство культуры СССР ответило отказом: скульптору запретили отправлять работу за рубеж. Тогда Сидур предпринял хитрый ход: он подарил гипсовую копию бюста Эйнштейна Академии наук СССР, а та передарила ее американской лаборатории. Шедевр Вадима Сидура увеличили, отлили в бронзе и поместили при входе в Центр ядерных исследований США. Впоследствии копию бронзового бюста Альберта Эйнштейна установили в Физическом институте имени Макса Планка в Мюнхене, Музее города Бохума, Бонне, Ульме. Работа вошла в золотой фонд мировой культуры, а ее автор продолжал жить и работать в безвестности и нужде.

Его обвиняли то в формализме, то в пацифизме, но для самого художника формальное новаторство не было целью – он старался лишь говорить на языке своего времени, выражать свое видение мира, на которое сильно повлиял военный опыт. Несколько месяцев на фронте (18-летний Сидур был командиром пулеметного взвода), тяжелое ранение и вереница госпиталей – эти события и переживания, с ними связанные, определили судьбу художника. «Меня постоянно угнетало и угнетает физическое ощущение бремени ответственности перед теми, кто погиб вчера, погибает сегодня и неизбежно погибнет завтра, – писал Вадим Сидур. – Осознавая себя художником, творцом, я в то же время чувствую себя орудием в руках некоей высшей силы, слепой, глухой и немой. Я – ее глаза, уши, язык. Только через меня она может общаться с миром и выражать себя».

1/10

За более чем 30 лет творческой деятельности Сидур создал тысячи графических и скульптурных работ. Однако со времени первой персональной выставки (в 1956 году) художник не имел ни одной выставки у себя на родине. Он был известен как иллюстратор книг и журналов. Немногие видели его скульптуры. Например, памятник лауреату Нобелевской премии по физике И. Е. Тамму на Новодевичьем кладбище или памятник создателю советской электрохимической научной школы А. Н. Фрумкину на Востряковском кладбище. При жизни скульптора в Москве появились две бетонные композиции по его эскизам: «Структура № 1» (1976 год) у здания Института морфологии человека и «Структура № 2» (1980 год) возле Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского. Теперь к этим работам добавились еще две – «Памятник оставшимся без погребения» (1992 год) в Перово, недалеко от Музея Вадима Сидура, и «Формула скорби», установленная в 1991 году в сквере Царского Села в память о расстрелянных в Великую Отечественную войну евреях.

Сегодня на обновленной площадке Музея Вадима Сидура можно увидеть барельефы на библейские темы, портреты современников, памятники, уникальные работы из серии «Гроб-арт», гравюры и рукотворную графику, поэтические строки – весь этот редкий материал дает объемное представление об искусстве Вадима Сидура, о его мировоззрении и жизни.

Скульптура. Графика. Поэзия

19 июля 2014 года – 15 марта 2015 года

Место проведения: Музей Вадима Сидура

Адрес: Новогиреевская улица, д. 37, стр. 2 (м. «Перово»)