Взаимовыручка. В экспериментах приматы проявили готовность к сотрудничеству: двум молодым особям дали тяжелую коробку с едой, которую нельзя сдвинуть в одиночку. Они подтягивали коробку, работая синхронно. Когда один из самцов наелся, задание перестало быть ему интересным – но второй трепал его по плечу и раз за разом возвращал к работе. Сытый помогал ему, возможно, потому, что знал: ему тоже помогут, когда он будет в этом нуждаться.
Сочувствие. Собаки проявляют сочувствие через телесные реакции: трутся мордой, прижимаются к человеку. А вот слоны и обезьяны по-настоящему способны на осознанное сочувствие, они могут мысленно войти в положение другого. Самец шимпанзе, проигравший бой, пронзительно вопит, а второй шимпанзе подходит и обнимает его, стараясь успокоить.
Справедливость. Двух капуцинов поощряли за выполненную работу. За одну и ту же работу одной обезьяне давали огурец, другой – виноград (он им гораздо больше нравится). Протестовала не только обделенная обезьяна, от своего винограда отказывалась и та, что имела преимущество.
Нравственность была бы невозможна без тех просоциальных тенденций, которые биологи обнаружили в поведении высших млекопитающих: способность к сочувствию и утешению, чувство справедливости. Опираясь на это знание, мы сможем построить ясную нравственную систему, не опирающуюся на Бога.
Источник: theoryandpractice