Молчание
18+

Фильм «Молчание»

Религиозно-историческая драма «Молчание» режиссера Мартина Скорсезе вышла в российский прокат в начале 2017 года. Это экранизация романа японского писателя-христианина Сюсаку Эндо, который в течение многих лет собирал документальные свидетельства гонений на «какурэ-кириситан» (скрывающихся христиан) в Японии в середине XVII века.

Это было начало периода японского изоляционизма, когда японский император Эдо решил, что западная религия опасна и ее нужно полностью искоренить. Христиан изощренно пытали, заставляя отречься от веры, и жестоко убивали. В фильме много реалистичных сцен издевательств, от обезглавливания, сожжения и пыток кипятком до распятия на крестах в море и подвешивания над ямой с надрезом на виске. За каждого священника-иезуита японцы платили уже не 30 сребреников, как во времена Иисуса Христа, а 300 серебряных монет.

Для Скорсезе «Молчание» — это во многом личная история. В юности будущий режиссер хотел стать католическим священником.

Герои фильма, два молодых португальских монаха-иезуита Себастьян Родригес (Эндрю Гарфилд) и Франсиско Гаррпе (Адам Драйвер), отправляются в Японию на поиски своего духовного наставника Феррейры (Лиам Нисон). Они не могут поверить в то, что падре Феррейра отрекся от веры даже под мучительными пытками, принял буддизм и женился на японке.

Феррейра — это реальный исторический персонаж, так же как и инквизитор Иноуэ, который уверяет героев, что на самом деле не хочет никого убивать. Просто христианство чужеродно для Японии. В фильме поднимаются глубокие вопросы. Что такое истинная вера? Почему Бог молчит, когда видит нечеловеческие страдания верующих? Оправданы ли человеческие жертвы во имя веры?

Почему нам так важно верить?

Даже закоренелые атеисты верят в кого-то или во что-то: в себя, в коммунистическую партию или Вселенную. Психотерапевт Владимир Дашевский отмечает, что вера позволяет нам противостоять страху, прежде всего страху перед смертью. Остальные страхи (одиночества, боли, потери дееспособности) так или иначе связаны со страхом смерти.

Мы наблюдаем полное принятие смерти у японских крестьян-христиан в «Молчании». Когда падре Родригес попадает в плен, он искренне недоумевает, почему другие пленники не сопротивляются. И крестьянка, которая сидит рядом с ним, говорит священнику, что они, напротив, ждут смерти. Они мечтают попасть в рай, где нет тяжелой работы, голода и издевательств инквизиторов.

«Вера облегчает жизнь, делает ее более счастливой и понятной, — говорит Владимир Дашевский. — Верующие люди готовы делиться своим счастьем: они рассказывают о том, во что верят, родным, друзьям и едва знакомым людям. Это естественная потребность человека — делиться чем-то, что они считают хорошим. И она особенно часто встречается у новообращенных верующих».

Вера человека находится глубоко внутри. Он может скрывать свою религиозность, прилюдно отрекаться от веры, но вера не может мгновенно исчезнуть.

В «Молчании» есть сложный персонаж, рыбак Кизидзуро, который многократно отрекается от христианства. По прихоти инквизитора он топчет икону и плюет на нее, он предает падре Родригеса. Но каждый раз после своего предательства он приходит исповедоваться. Потому что он верит в исповедь и отпущение грехов.

«Молчание» Скорсезе

Религия — явление внешнее. Вера — внутреннее

Многие люди ставят знак равенства между религией и верой. Однако религия — это явление внешнее, а вера — внутреннее. Доктор богословия Реза Аслан много лет изучает религии мира. «Вера — это нечто личное, мистическое, невыразимое и не поддающееся определению, — говорит он. — Религия — это только язык, который позволяет выразить то, что невозможно выразить, и дать определения тому, что не поддается определению». Исповедуя какую-либо религию, мы принимаем то, что написано в священных книгах, и то, что говорят священники и мудрецы. Но в итоге вера у каждого своя.

По мнению американского философа и психолога Уильяма Джеймса, ценность религии в том, что она способствует обретению уверенности и позитивного восприятия жизни. Религия примиряет человека с самим собой и позволяет принять несовершенство других людей и мира вокруг. Однако главная проблема практически всех религий — это отрицание других религий. По мнению Резы Аслана, все религии говорят об одном и том же, просто языки разные: «Я смотрю на религию с позиций здравого смысла и считаю, что язык, который вы выбираете, не столь важен. Важно то, что вы хотите выразить. Религия, которую исповедует человек, чаще всего связана с местностью, в которой он живет. В фильме «Молчание» и инквизитор, и падре Феррейра говорят о том, что христианство — это чужеродная вера для японцев. Люди, которые поклоняются солнцу, никогда не поверят в Бога-человека, а христианские традиции не пустят корни в японских болотах».

Доктор политических наук, профессор Университета Кюсю Сергей Голунов уже несколько лет живет в Японии. Он видит причины неприятия христианства в средневековой Японии в том, что «христианству трудно приживаться там, где уже существуют развитые религиозные системы (а в Японии есть не только синтоизм — традиционная японская религия, основанная на вере в существование души и духов, но и буддизм). К тому же христианство ставит жесткий выбор «или мы, или какая-то другая религия», в то время как одновременно быть, например, буддистом и синтоистом можно. Возможно, дело еще и в не очень сильной религиозности японцев и в их нежелании отказываться от прежних традиций, связанных, например, с почитанием культа предков».