Документальное кино как искусство способно запечатлевать и тонкие душевные движения, и масштабные изменения в общественном сознании и бессознательном. Об этом свидетельствуют программы прошлых лет, подготовленные совместно с журналом Psychologies. На этот раз программа Psychologies решила объединить два этих направления.
«Моя История» – программа фильмов, в которых судьба человека становится частицей исторического процесса, сюжет отдельной жизни вбирает в себя черты эпохи, исторические события имеют прямое воздействие на человеческую приватность, а психология личности подвергается решительному воздействию психологии социальной среды и времени.
Эта программа – попытка (с помощью и при посредничестве авторской документалистики) размышления над вопросом, поставленным Юрием Трифоновым в его классической уже повести «Старик»: «Когда течешь в лаве, не замечаешь жара. И как увидеть время, если ты в нем?»
Увидеть время можно. И для этого мы вглядываемся в отдельную судьбу, принадлежащую своему времени.
1. Жизнь в фотографиях / Life in Stills
История тель-авивского «Фотодома», бывшего некогда фотоателье Руди Вайссенштайна, отразила – а работы фотографа запечатлели – едва не все главные вехи истории ХХ века… Теперь же «Фотодом» приговорен к сносу. Но 96-летняя вдова Вайссенштайна Мириам намерена бороться за дело жизни мужа. А главного соратника и защитника «Фотодома» эта несгибаемая женщина нашла в том, от кого она этого меньше всего ждала, – в своем внуке Бене. Их, переживших огромную утрату некоторое время назад, теперь объединяет и забота о судьбе Фотодома.
Обсуждение фильма с психоаналитическим психотерапевтом Светланой Федоровой.
4 декабря, 17:00 – 18:58, зал №6
2. Мугабе и белый африканец / Mugabe and the White African
Закон «О перераспределении сельскохозяйственных земель» был одной из первых инициатив зимбабвийского диктатора Роберта Мугабе. В ходе его реализации тысячи белых фермеров были лишены собственности. Они сдались без боя из страха – Мугабе не церемонится с врагами. И только одному из них страх был чужд – старому фермеру Майку Кэмпбеллу, чья семья владела плодовыми плантациями в Зимбабве на протяжении жизни нескольких поколений. Он и его зять Бен объявили войну реформе Мугабе. Их не остановили ни угрозы, ни жестокие побои. Фильм следует за семьей Кэмпбеллов в их борьбе за право владеть тем, что принадлежало им столетия, вплоть до победы, которой стало решение Южноафриканского трибунала по расовой дискриминации и правам человека.
Обсуждение фильма с когнитивным психологом Яковом Кочетковым.
5 декабря, 19:15 – 21:47, зал №6
3. Как роса под солнцем / Like Dew in the Sun
В семье режиссера хранится эта фотография – женщина в белом платке, мужчина в картузе с седой бородой, два бритых наголо мальчика. В их глазах – печаль, тревога. Начало ХХ века. Прадед и прабабка режиссера незадолго до эмиграции из Российской империи в США. Теперь Энтелл путешествует в обратном направлении – на Украину, в те места, откуда происходит его семья. И узнает: та печаль и та тревога так и не покинули Украину. А один житель этой переживающей исторический слом страны подтвердит ощущения. «Каждые сто лет нам приходится бороться за свою свободу», – с горечью скажет он режиссеру.
Обсуждение фильма.
6 декабря, 19:15 – 22:03, зал №6
4. Наталья Горбаневская: «Я не героиня»
Поэт Наталья Горбаневская (1936–2013) получила широкую известность, прежде всего как участница диссидентского движения и одна из той легендарной восьмерки, которая 25 августа 1968 года вышла на Красную площадь протестовать против вторжения советских войск в Чехословакию, поплатившись за это несколькими годами лишения свободы. Горбаневскую часто называли героиней. Она возражала: «Я не героиня, я обычный человек». Авторы фильма показывают несколько эпизодов из жизни Натальи Горбаневской, задаваясь вопросами, каким она была поэтом, женщиной, матерью и как сложилась ее судьба после вынужденной эмиграции из СССР.
Обсуждение фильма с когнитивным психологом, доктором психологических наук Марией Фаликман.
7 декабря, 19:15 – 21:30, зал №6
5. Семейное дело / A Family Affair
«Мариан Хертц: модель и идеальная мать» – так была представлена бабушка режиссера в глянцевом журнале 50-х. Его отец, дядя и тетка иронически улыбаются, когда видят этот заголовок, – их детство было далеко не идеальным: совсем маленькими они попали в детский дом. Да и теперь отношения с 95-летней матерью чрезвычайно непросты. Вскоре после того, как отец полностью прервал отношения с бабкой, Том отправляется по ее приглашению в Южную Африку, где она некоторое время назад начала новую жизнь. И находит там ответы на больные семейные вопросы и новый опыт. Опыт бабушкиного избранника.
Обсуждение фильма с системным семейным психотерапевтом Инной Хамитовой, директором по учебной работе Центра Системной Семейной Терапии.
8 декабря, 19:15 – 22:05, зал №6