16 и 17 октября в лектории «Прямая речь» состоятся лекции детского психолога Катерины Мурашовой. Катерина Вадимовна живет и работает в Санкт-Петербурге, на ее приемы время расписано на месяцы вперед. Поэтому по просьбам многочисленных московских родителей, кому очень помогают лекции, статьи и книги Катерины Мурашовой, раз в два месяца она находит возможность приехать в Москву для чтения лекций в московском лектории
Когда родители начинают обозначать для ребенка границы, он начинает их тестировать. Классический пример: «Максим, не ходи в лужу!» — тут же Максим, глядя в глаза маме, медленно заходит в лужу. В этот момент ему хочется исследовать вовсе не лужу — в таких случаях дети просто копаются в луже палкой, — ему интересна лишь реакция мамы на нарушение этого запрета. У ребенка нет никаких других способов исследовать запрет, кроме как попытаться его нарушить. Если границы поставлены четко и жестко, этот этап проходит быстро и забывается.
Катерина Мурашова считает, что установление границ никогда не вредит психике ребенка. Психике ребенка вредит их отсутствие. Если что-то можно разрешить — разрешите. Если что-то можно дать — дайте! Для чего же нужны границы между родителями и детьми и как их правильно устанавливать, поговорим на лекции 16 октября, и, конечно же, все желающие смогут задать свои вопросы психологу.
17 октября Катерина Мурашова впервые прочтет лекцию «Болезни и психология»
Тема крайне актуальна. В медицинских документах есть такая неприятно звучащая аббревиатура, как ЧБР, — «часто болеющий ребенок». Это значит, что из девяти месяцев учебного года ваш ребенок посещает ясли или садик от силы половину этого срока. Это значит, что в школе он вполне может пропустить почти всю вторую четверть и с ним постоянно приходится «нагонять» пройденное в классе. То есть значительную часть детства наш ребенок просто «сидит дома» (раньше — с игрушками, книгой или зашедшими навестить друзьями, а сегодня, как правило, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор) — «с соплями», «с кашлем», «у него живот болит», «он просто плохо себя чувствует». Углубленные обследования в детских диагностических центрах непременно найдут причину — лямблии, аденоиды, шумы в сердце, сниженный иммунитет, назначат еще обследования и лечение, которые отнимают чуть ли не больше времени, чем пропуски «по болезни», и далеко не всегда решают проблему... У внимательных родителей и специалистов довольно давно возник вопрос: а нет ли у всего этого куста повторяющихся событий психологической составляющей? Ответ: и она-таки есть! Именно о психологической составляющей детских болезней — с некоторым количеством теории и с большим числом примеров из собственной практики — и прочтет лекцию Катерина Мурашова.
Как понять, какую роль психология играет в вашем конкретном случае с часто болеющим ребенком?
— Как «прочесть» имеющиеся симптомы?
— И наконец — самое главное! — что можно сделать, чтобы разорвать порочный круг часто повторяющихся болезней?