Метафора в работе психолога

Из предложенных психологом карточек подросток создал двух роботов: один был назван «Крутым», второй – «Ботаном». Во втором образе мальчика раздражал торс робота, он казался ему «странным». Психолог предложил мальчику карточки с разными торсами взамен имеющегося, а тот фантазировал на тему: «Что в таком случае станет с роботом?» Он смеялся, шутил, недоумевал, но в конце концов сумел создать образ, который позволял ему и учиться в гимназии, и «держать лицо» перед друзьями.

Метафора в работе психолога

В игре «Лепешка» участники должны провести свою вылепленную из пластилина фишку из одной части королевства в другую. При этом путь их лежит через домики других игроков, а те имеют право высказывать пришельцу свои претензии и реагировать на его поведение. Если он не признает вину, ведет себя агрессивно, его фишку можно помять и даже превратить в лепешку. Играли как-то раз с группой воспитанников детского дома. Отношения между ними сложные, и к миру они зачастую относятся весьма недружелюбно. В игру они включились с удовольствием. Особенно заинтересовался игрой относящийся к группе риска четырнадцатилетний подросток с девиантным поведением. Первые три встречи он с особым рвением превращал в лепешки фигурки одногруппников. Однако постепенно пыл его угасал, и мальчик учился договариваться. Другой девятилетний мальчик, тихий и робкий, повел себя иначе. Первые три сеанса он вел себя тихо, а потом вдруг начал крушить фигурки. Пошел эмоциональный выплеск. Кому-то из ребят нравилось, когда в игре принимает участие воспитатель, кто-то, наоборот, протестовал. Все это становилось предметом обсуждения в группе, которая постепенно становилась все более и более сплоченной.

Что объединяет эти истории? В обоих случаях психологи использовали метафорические инструменты. Говоря будто бы не о себе, прикасаясь к своим переживаниям и проблемам не напрямую, а косвенно – через создание образов, рисование, конструирование, игру, – человек получает возможность посмотреть на свои поведенческие и личностные особенности со стороны, увидеть их, назвать, попробовать «переделать», получить обратную связь от окружающих. Такая работа дает возможность своего рода «примерки» разных образов, пробуждает поиск своей индивидуальности, что является одной из важнейших задач психологической работы. Именно поэтому метафорические инструменты становятся все более и более популярными, получают все новые и новые воплощения.

Познакомиться с ними предлагает Издательство «Генезис» на Летнем фестивале «Метафора в работе психолога образования», который пройдет в Геленджике с 4 по 9 июля 2016 года. Участников ждет увлекательное приключение и одновременно встречи с отличными специалистами, интересными собеседниками, коллегами из разных регионов и, может быть, с самим собой! Фестиваль – это четыре дня активной работы:

  1. День песочной терапии
  2. День Игры
  3. День метафорических карт
  4. День сказки и арт-терапии

Утром – лекции на тему дня, днем – мастер-классы, вечерами – трансформационные и настольные психологические игры, киноклуб, презентации. Ну и на море, солнце и свободное общение время тоже будет!

Подробная информация о фестивале – на сайте издательства «Генезис».