13 апреля в Москве прошла пресс-конференция, посвященная запуску всероссийского просветительского проекта «Год профилактики рака».
Фонд профилактики рака совместно с НИИ онкологии имени Н.Н. Петрова анонсировали новую разработку – систему SCREEN. С ее помощью любой пользователь интернета сможет оценить свои риски развития самых распространенных видов рака – легких, груди, кожи, простаты, толстой и прямой кишки.
Эксперты – ведущие российские онкологи и онкоэпидемиологи – отметили, что хотя смертность от рака в России постепенно снижается, остается еще много сложностей, прежде всего в области диагностики. Одна из главных проблем – недостаточная подготовка и информированность врачей. По данным Фонда профилактики рака, 67% врачей не могут верно определить метод обследования, который следует применять в конкретном случае. При этом 93,8% россиян считают, что им необходимо профилактическое обследование на рак.
93,8% россиян считают, что им необходимо профилактическое обследование на рак
Вторая проблема – недостаточная осведомленность людей о правилах и методах диагностики рака. «Первое, с чем мы сталкиваемся, – это недоумение и сопротивление знаниям и нормам скрининга. Например, многие удивляются, что не надо делать обследование на рак шейки матки чаще,чем раз в три года, – говорит исполнительный директор Фонда профилактики рака, онколог Илья Фоминцев. – Как и когда нужно обследоваться? Что делать с результатами? Единого ответа нет. Мы решили создать просветительскую программу, которая дала бы каждому возможность самостоятельно узнать о своих рисках».
Как действует система SCREEN?
Пользователь заполняет анонимный тест, в который входят вопросы о его возрасте, весе, питании, образе жизни и заболеваниях (в том числе тех, которые встречались в семье). Компьютер оценивает ответы в соответствии с указаниями из базы и выдает рекомендации, которые сохраняются в личном кабинете. А дальше – у пользователя есть выбор. Он может сразу записаться на консультацию врача в ближайшую поликлинику (из тех, которые участвуют в акции) или поставить напоминание, чтобы сделать это позже.
Ответы теста оцениваются на основе актуальных рекомендаций ВОЗ, а также крупнейших центров и институтов по изучению рака, среди которых Национальный институт онкологии США, британское онкологическое обществоа Cancer Research UK и другие. «Фактически анкета является своего рода удобным навигатором по сводной таблице рисков и рекомендаций, – объясняет Илья Фоминцев. – Однако этот навигатор составили специалисты, которые разбираются в доказательной медицине и достоверности источников информации».
Прохождение теста и регистрация в системе бесплатные. В перспективе предусмотрена система обратной связи – эксперты-онкологи будут отвечать на вопросы пользователей прямо на сайте в режиме онлайн. Среди других планов есть даже возможность оплатить «подвешенный скрининг» (по аналогии с «подвешенным кофе»1), которым потом может воспользоваться другой человек. По расчетам авторов, за два года тест должны пройти 30 миллионов человек.
Узнать подробности и пройти тест можно на
1 «Подвешенный кофе» – традиция, пришедшая из Италии. Посетитель в кафе покупает один кофе, а платит за два. Вторая порция напитка считается «подвешенной». Ее может уже бесплатно получить любой следующий посетитель.