alt

Александр Роднянский: Но это не фильм идеи! Это романтическая, очень молодая история о Царскосельском лицее в 1814 году, о лицеистах, старшему из которых 18, а младшему — 14, о мальчишках, которые становятся мужчинами и в том самом 1814-м переживают первые влюбленности, первые конфликты с властью, осознают свое человеческое достоинство. И хотя в фильме действуют юные Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, Пущин и Горчаков, он не о персонажах учебника по литературе за 9-й класс. Он о молодости той России, которая станет сегодняшней, о первом непоротом поколении россиян, мальчиках, которым предстояло, может быть, первыми в стране ввести в жизненную практику условное до того понятие «честь». О какой такой чести, в том числе и дворянской, могла идти речь до них, если царь-батюшка имел право отдать приказ пороть любого из своих подданных?

Psychologies: А как же прошивающая фильм линия триллера — участие лицеистов в деле «царскосельского душегубца», маньяка, действовавшего в окрестностях лицея?

У нас историко-приключенческий фильм с элементами триллера, популярный юношеский жанр, ведь наши мальчишки впервые сталкиваются и со смертью. А сама по себе эта линия основана на реальных событиях — у Пушкина есть стихотворение, где упоминается имя убийцы. Я читал его в детстве и обратил на это внимание. Нас же всегда знакомили с хрестоматийными обстоятельствами жизни великих, но вот как мальчишки провели друг с другом шесть лет в лицее, вдали от родителей, от привычной среды, мы толком не представляем. А ведь именно здесь самое любопытное — как буквально, на уровне обыденной жизни людей, начиналась новая Россия. Кроме того, это наша история. А я считаю важным фактор национальной идентичности. Тут возникает некий естественный патриотизм — когда зритель начинает соотносить себя с любимыми героями прошлого, с их чувствами.

Режиссер: Андрес Пуустусмаа. В ролях: Степан Балакшин, Стас Белозеров, Сергей Друзьяк...В прокате с 27 декабря.