Галерея VSunio была основана в 2014 году Виктором Шкулевым и Сергеем Герасимовым с целью создания и продвижения современного профессионального искусства. Именно настоящее и талантливое является главным принципом работы галереи VSunio.
Группа профессиональных художников, архитекторов, дизайнеров и менеджеров, входящих в команду VSunio, выбрала своим лозунгом «Антиквариат будущего» – то, что можно увидеть и приобрести в галерее уже сейчас. До настоящего времени ее проекты были представлены на свободных площадках Москвы (например, выставка «Эмоции» в Государственном центральном музее современной истории России, декабрь 2014 – январь 2015 года). Кроме того, галерея VSunio имеет офис в Париже и участвует в международных выставках (ARTPARISARTFAIR 2015, ArtStageSingapore 2016).
Теперь же VSunio открыла новое арт-пространство в бизнес-квартале «АРМА», которое можно считать ее первой постоянной московской площадкой.
Экспозиция выставки «НОЭМЫ» (слово греческого происхождения, заимствовано из словаря философских терминов, означает предмет, представленный определенным образом) познакомила гостей вернисажа с произведениями 16 художников. Каким бы ни был предмет в «НОЭМАХ», данный в переживании столь разных творцов, главная тема их творчества – сама живопись: цвет, форма, ритм.
Своеобразная система координат, заданная в концепции выставки, выстраивается от Клода Моне и Камиля Писсарро, создателей «классического импрессионизма», до Василия Кандинского, в творчестве которого происходит переход реальности в пластическую абстракцию, пронизанную идеей предмета.
Приятным сюрпризом для гостей вернисажа стала презентация произведений классиков мировой живописи. Фоном экспозиции шедевров «Сенокос» Камиля Писсарро, «Освежеванный бык» Хаима Сутина и «Взаимное согласие» Василия Кандинского служил мультимедийный экран, на котором в сочетании с музыкальным оформлением была наглядно показана живая трансформация искусства – стилистический переход от импрессионизма к абстракционизму.
На выставке «НОЭМЫ» каждый зритель мог сам найти взаимосвязи между картинами художников, работающих в совершенно разных жанрах и техниках: парадоксальная организация визуального пространства картины «Крайность» Юрия Германа сходна с игрой предметного и беспредметного в «Азбуке господина Брайля» Александра Герасимова. А в произведениях «Устье» Евгения Зарембы и «Триада» Сергея Брюханова гости не могли не отметить прежде всего колористический дар их авторов. Живое, яркое восприятие реального мира объединяет картины «Фруктовый лед» Константина Лупанова и «Деформация» Евгения Краснова, которая выполнена в технике монохромной живописи.
Гости открытия по достоинству оценили возможность увидеть такие картины, как «Путник» Михаила Шемякина, выполненную в технике коллажа в сочетании с рисованием пером, «Абстрактная композиция» Владимир Андреенкова, «Николина гора» Александра Виноградова, а также одну из последних работ Оскара Рабина «Черемуха». Такое соседство, на первый взгляд, совершенно разных с точки зрения жанра и техники рисования работ еще раз подчеркивает принцип галереи VSunio – пластическое воплощение может и должно быть разнообразным. И только настоящее искусство, созданное талантливыми профессиональными художниками, может вызвать эмоциональный отклик у зрителя.
Отдельно стоит сказать о самом галерейном пространстве. Оно представляет собой площадку-трансформер с мобильными ширмами, раздвижными стенами-купе, скрывающими двойную экспозицию, и самым современным мультимедиа-оборудованием и системой освещения. Такое решение автора проекта архитектора Светланы Герасимовой позволяет реализовать самые смелые творческие идеи команды VSunio.
Дополняли атмосферу погружения в новое арт-пространство скульптуры, представленные зрителям: на лужайке перед входом в здание, где расположена галерея VSunio, гостей вечера встречала изящная скульптура Тараса Левко «Предвкушение». Две другие его работы («Торс №1» и «Торс №2») были выставлены на темном подиуме у дверей галереи. Лаконичная скульптура Паоло Ричи «Vanitas» экспонировалась рядом с огненно-рыжим полотном Михаила Кабан-Петрова «Зной» и авторской композицией Артура Яна «Шагни через границу» (Посвящение Фреду Фриту).
Среди гостей открытия было множество деятелей культуры и искусства, представителей банковской, бизнес- и медиасфер.
Участники выставки
Владимир Андреенков (род. 1930). Большинство работ Андреенкова связано с эстетикой конструктивизма: идеи русского авангарда до сих пор служат для него источником творческой свободы. «Геометрическим» работам художника свойственны особая упругая пластика, ритм, часто определяемый диагональю, плотность цвета.
Константин Лупанов (род. 1977) называет свое искусство «веселой безответственной мазней». Нервная пластика подчеркнуто экспрессивной живописи парадоксальным образом соединена в его картинах с ироничной интонацией, которая окрашивает отношение художника к объекту изображения.
Сергей Брюханов (род. 1959). По словам самого художника, ему интересен «момент перехода красочной материи как физической субстанции в состояние художественного образа». «Мерцающая вибрация чистого цвета» в его живописи «отсылает нас к состоянию полного душевного спокойствия и гармонии».
Александр Виноградов (род. 1963). С 1994 года выступал в тандеме с Владимиром Дубосарским. Проект «Виноградов-Дубосарский», по мнению критика В. Мизиано, был едва ли не самым актуальным в контексте российской художественной жизни 1990-х годов. Отказавшись от «искусства без качества», Виноградов сегодня возвращается к работе с цветом и формой.
Александр Герасимов (род. 1955). Работы художника отличает строгость композиции и уверенная конструкция рисунка. Гладкая живописная поверхность соседствует в его картинах с подчеркнутой фактурностью.
Юрий Герман – псевдоним художников Юрия Бакрушева (род. 1962) и Сергея Герасимова (род. 1964). Сергей Герасимов является не только художником, но и известным реставратором, воспитавшим глаз на картинах старых мастеров. Именно игра с классической живописной традицией определяет организацию живописного пространства в работах творческого тандема.
Евгений Заремба (род. 1968). По словам художника, приступая к работе, он не знает, что получится в итоге – «уже в процессе приходит цветовое ощущение, вырисовываются определенные знаки и символы». Конкретных образов в картинах, как правило, нет: иногда образ едва намечен и вписан в систему символов, способных вызвать у зрителя самые разнообразные ассоциации.
Михаил Кабан-Петров (род. 1966). По собственному признанию, художник пишет не предметы реального быта, а вещи-в-себе, явления, суть которых возможно понять через созерцание. В его живописи одной из центральных тем выступает красный цвет – вибрирующий, мощный и динамичный.
Евгений Кравцов (род. 1965) сосредоточен на графичности, фактурности предмета. Излюбленным жанром художника является натюрморт, в котором он кропотливо прорабатывает фактуру, форму и объем предметов.
Оскар Рабин (род. 1928). По утверждению Владимира Немухина, в 1960-е годы Рабин был «наиболее программным и концептуальным из всех мастеров андеграунда». Однако концептуальность неизменно соединяется в его работах с высочайшей живописной культурой. По словам французского историка искусства Н. Ламот, творчество художника «несет в себе не только мощный эмоциональный заряд, но и чувственно яркую остроту восприятия», которая приобрела новые обертоны в годы эмиграции.
Михаил Шемякин (род. 1943). Для работ Михаила Шемякина характерно обращение к гротеску, фантасмагории, маскараду. Ему близка культура карнавала, сочетание игры, смеха и абсолютной серьезности. Художник ярко проявил себя не только в живописи, но и графике, скульптуре, театрально-декорационном искусстве. Трудно дать однозначную характеристику его творчеству. Как подметил поэт Константин Кузьминский: «О нем нельзя говорить объективно...»
Артур Ян (род. 1955). Один из тех мастеров, которые постоянно меняют направление своих художественных поисков. Его живопись отличается изысканной декоративностью и легким обаянием «французскости».
Также на выставке представлены картины классиков искусства XIX–XX вв.
Василий Кандинский (1866–1944). На протяжении своей долгой жизни Кандинский был гражданином трех стран: родился он в России, затем переехал в Германию, в конце жизненного пути перебрался во Францию. Основоположник абстракционизма, Кандинский – одна из ключевых фигур живописи XX столетия.
Камиль Писсарро (1830–1903). Писсарро был старше других художников-импрессионистов; вдохновившись живописными поисками Клода Моне, он также поспособствовал формированию импрессионизма. Творчество Писсаро повлияло на великих Сезанна и Сера, хотя впоследствии художник и сам испытал на себе их воздействие.
Хаим Сутин (1893–1943). Один из наиболее ярких экспрессионистов в европейской живописи, Хаим Сутин родился в Российской империи, но представляет интернациональную Парижскую школу. Сутин не стал героем легенд, как Амедео Модильяни, который был его ближайшим другом, не стремился произвести революцию в искусстве; тем не менее работал художник настолько самобытно, что без его наследия невозможно представить себе живопись XX века.