«Автопортрет с детьми», 1921. Рыбинский историко-художественный музей.
«Автопортрет с детьми», 1921. Рыбинский историко-художественный музей.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884–1967), одна из первых советских признанных художниц, училась у Ильи Репина и Осипа Браза, занималась в академии живописи в Париже. Но едва ли не лучшей школой для девушки, выросшей в знаменитой семье Бенуа–Лансере, была художественная атмосфера ее дома.

В 1910 году Третьяковская галерея приобрела картину молодой художницы «За туалетом». Спустя 66 лет состоялась ее персональная выставка в Москве. Между этими выдающимися событиями – целая жизнь: воспитание четверых детей, случайная, но безвозвратная эмиграция во Францию, тоска по родине и горячее, вопреки трудностям, желание воспевать красоту во всех ее проявлениях. Серебрякова создавала пейзажи и натюрморты; писала автопортреты – их много; портреты – их меньше; женщин одетых и обнаженных, их великое множество. Элегантный рисунок, интеллигентная сдержанность красок, волнительные античные позы, выверенные пропорции тела и по-девичьи тонкая проработанность – все это про эстетическое наслаждение миром и человеком. Не было в Серебряковой мужественности, присущей «амазонкам авангардизма». А была женская мягкость, отражающаяся в темах уюта, детей, бытовых зарисовках и в воспевании тела. Сейчас это с оговорками могли бы назвать феминизмом, тогда – скорее декоративизмом. Наверное, потому Серебрякова недополучила в свое время внимания. Но она всегда писала так, как чувствовала, и была свободна от модных тенденций времени. Этой вольности радостно внимать сегодня.

5 октября – 30 января, Москва, галерея «Дом Нащокина», Воротниковский пер., 12; т. (495) 699 1178, www.domnaschokina.ru

Серебрякова так много рисовала, что каждая масштабная выставка дает «новые», невиданные ранее в нашей стране работы. В «Доме Нащокина» можно увидеть картины из украинских музеев (киевского, одесского, донецкого), написанные по большей части в родном имении Нескучное Харьковской губернии в 10-е годы ХХ века.