йога

«Вы не умрете сегодня, это было бы слишком легко!» – кричит в микрофон Бикрам Чоудхури (Bikram Choudhury). Среди сотни людей, пытающихся выполнить очередное упражнение, нахожусь и я. Со стороны мы, должно быть, выглядим дико: мужчины в плавках, женщины почти в бикини, лица раскрасневшиеся, а пот такой обильный, что на коврики постелены полотенца. «Сейчас я выпью колы и тогда точно убью вас всех», – угрожает 69-летний йог, откупоривая баночку с газировкой. Помещение нагрето до 40 градусов, влажность достигает 80%. И правда – камера пыток. Это название, которое использует сам Чоудхури, прекрасно передает суть происходящего. «Ваша «Кобра» – дерьмо! Эй ты, мисс Очки, ты вообще выполняешь не то! Давай-ка поднимись на сцену, покажи всем, что ты делаешь», – обращается он к женщине во втором ряду. И я радуюсь, что расположилась в дальнем углу от зоркого гуру. «Что за пятки? Ты вообще слышала о том, что такое педикюр? Фу, как противно. Вы бы видели ее ноги!» – обращается он к аудитории, комментируя очередную жертву своего внимания.

Чоудхури кричит так часто и пронзительно, что к концу занятия его слова превращаются для меня в монотонное гудение. Выхожу из переполненного душного зала опустошенная, недоумевая, почему новые студии Бикрам-йоги продолжают появляться по всему миру, как грибы после дождя. Да, наклоны и прогибы у меня сейчас получились такие, будто я вернулась на 15 лет назад, когда всерьез занималась танцами. Но неужели приобретение физической гибкости стоит потери душевного равновесия?

Горячие чудеса

От Нью-Йорка до Бангкока занятия Бикрам-йогой проходят одинаково: длятся полтора часа и включают 26 видов упражнений, а также два типа дыхания. Непременные условия – высокая температура и большая влажность – призваны имитировать климат Индии. Бикрам Чоудхури уверяет, что в юности этот комплекс, выполнявшийся ежедневно, позволил ему за полгода восстановить поврежденное колено. В то время как западные врачи заключили, что он больше никогда не сможет ходить. «Теперь я помогаю спортсменам. Например, привел в форму Евгения Плющенко. Он фанат Бикрам-йоги и мой друг», – заявляет Чоудхури. Другие поклонники «горячего» направления – Мадонна, Дженнифер Энистон, Деми Мур, Гвинет Пэлтроу. А также две мои коллеги. Одна с помощью Бикрам-йоги увеличивает подвижность позвоночника после серьезной травмы. Другая – растягивает свои «деревянные» мышцы. Эти женщины, как и большинство тех, кто регулярно бесстрашно заходит в нагретый зал, воспринимают Бикрам-йогу как фитнес, который помогает помимо прочего быстро подтянуть мышцы и сбросить лишний вес. Но сам Чоудхури свой комплекс спортом не считает, аргументируя это так: «Чем старше вы становитесь, тем лучше у вас получается Бикрам-йога и тем здоровее вы становитесь. В этом ее принципиальное отличие от любого вида спорта». На мой взгляд, от йоги комплекс Чоудхури еще дальше, чем от спорта. Несмотря на то что многие упражнения созданы на базе классических асан, они не дают главного – внутренней тишины, умиротворения, расслабления. Всего того, за что я люблю йогу.

«Пожелаем счастья, любви и здоровья всем живым существам, своим близким и себе», – этой фразой мой инструктор заканчивает каждое занятие. Трудно даже представить, чтобы Чоудхури с его юморком низкопробных американских комедий, в его ботинках, усыпанных стразами, сказал что-то подобное. «Я помесь Иисуса Христа с Элвисом Пресли. И мне плевать, нравлюсь я вам или нет, – чеканит он. – Знаю только одно: если будете заниматься моей йогой каждый день, будете бегать наперегонки со своими правнуками». Даже если предположить, что так оно и будет, стоит ли такая перспектива потери душевного равновесия сегодня? Мне ответ кажется очевидным. А что думаете вы?