Не так давно я поймала себя на мысли, что хочу проводить больше времени дома, заниматься своими личными делами, не «ходить на работу» — что бы она мне ни сулила: внимание окружающих, деньги, знакомства. И я нашла этому простое объяснение: пенсия! Но признаваться, что ты в пенсионном возрасте, не хочется из-за целого шлейфа представлений, которые закрепились в нашем сознании: старость = слабость = ненужность. Одна из причин страха старости — низкое качество жизни стариков в нашем обществе. Стоит организовать квалифицированный медицинский уход, полноценную социальную помощь, высокие пенсии, и старики помолодеют. Столь же противоречивое чувство испытываю в отношении все прибывающего собственного возраста. Когда мне о нем напоминают, особенно в дни рождения, у меня срабатывает эффект сороконожки: бежала-бежала и вдруг... стала подсчитывать свои ножки, тут-то и грохнулась. Потом поднялась, решила, что меньше надо прислушиваться к подсчету своих лет... и побежала дальше. Как верно заметила моя родственница про свое 60-летие: накануне страшно, а на следующий день после юбилея все по-прежнему.
Знакомая актриса сказала в интервью, что больше всего на свете она боится старости, и я искренне пыталась ее понять — как можно бояться очевидного и естественного? Я всегда восхищалась пожилыми людьми, своей бабушкой, например, — ее умом, темпераментом, энергичностью... Ясное дело, существует страх немощи, зависимости от других и потери красоты, особенно если ты женщина. Но красота — понятие очень субъективное. Для художника (в широком смысле слова) красивыми будут лица с отпечатком духа и опыта, индивидуальности, а не те, кто обладает гладкой юной кожей. Хотя, чего лукавить, — красота молодости именно в гладкой коже, в физической энергии, и это не личное завоевание, а подарок свыше. Современная пластическая хирургия позволяет совершать манипуляции с лицом и телом, чтобы избавиться от признаков старения. Но и здесь есть ловушка — свет, исходящий от человека, выражение глаз, интеллект и талант невозможно создать операциями. А именно в них и кроется молодость духа. Интерес к жизни, внутренняя наполненность перечеркивают даты в паспорте. Но все хорошо к месту. Претендовать на роль Джульетты в 60 можно только в гротесковом жанре, как на сцене, так и в жизни.
Пожалуй, я отношусь к возрасту философски. Все мы в равных условиях — каждому предстоит отметить не один солидный юбилей. Возраст — это не то, что случается только с тобой! А мысли о смерти приходят не только в преклонном возрасте, как раз наоборот. Именно в юности я любила предаваться упадническим настроениям и размышлять о внезапном уходе. Но чем старше становлюсь — тем интереснее мне жизнь, со всеми ее вызовами, загадками и перипетиями.