Люди, которые меняют нашу жизнь-2
Константин Седов
Константин Седов

Константин Седов

Больничный клоун

Каждый день Константин Седов приходит смешить больных детей. Он помогает им в первый раз улыбнуться после курса химиотерапии, помогает хоть чуть-чуть сбросить напряжение перед операцией... Он просто помогает. По профессии он юрист, окончил Высшую школу экономики. «Вообще-то я всегда хотел быть артистом, но насмотрелся фильмов про адвокатов, выступавших перед присяжными, и решил, что юриспруденция – это мое, – улыбается Константин. – А после выпуска повозился полгода с бумагами в юридической фирме – и понял, что нет». Почему больничный клоун? Опять из-за кино: один из его любимых фильмов – «Целитель Адамс» Тома Шедьяка, про чудака-целителя и про то, что смех способен лечить. Сегодня история Константина и сама тянет на сюжет хорошего фильма. Когда шесть лет назад он пришел помогать в первый раз, профессии больничного клоуна в России еще не было, Седов сам ее и создал. Сегодня у Константина школа больничных клоунов, он руководит клоунской службой Российской детской клинической больницы. Ездит помогать по городам России и учиться в Америку и Израиль. А перед Новым годом подрабатывает Дедом Морозом. Клоуны у нас получают куда меньше юристов. Но Константина это не очень расстраивает. «Это мое дело, понимаете? – говорит он. – Я чувствую, что мое. И это главное. К тому же, когда придет кризис среднего возраста и время подводить промежуточные итоги, я буду точно знать, что сделал что-то хорошее».

Дмитрий Зимин
Дмитрий Зимин

Дмитрий Зимин

Фонд «Династия»

Когда он основал Фонд «Династия» (в 2002 году), российская фундаментальная наука выпала из поля зрения не только государства, но и зарубежных спонсоров, уставших от странных правил игры в нашей стране. И вкладывать деньги в интеллект могли только фантастически дальновидные люди или те, кому совсем уж не все равно, что происходит в России. К какой категории отнести Дмитрия Зимина? Он объясняет свой выбор просто: «В разработке инноваций мы не можем конкурировать с Западом, в массовом производстве – с Китаем. Поэтому точкой прорыва может стать фундаментальная наука, которая требует культивации интеллекта, а не ресурсов, и позволяет вырваться вперед в технологиях». Руководствуясь этими соображениями, он и вложил в фонд практически все свои средства – капитал основателя «ВымпелКома». Точка прорыва пока не достигнута, но, пожалуй, стала чуть ближе. Фонд «Династия» – это финансовая поддержка физиков, математиков и биологов, программы обучения молодых ученых, публичные лекции светил мировой науки, научно-популярный сайт «Элементы», фестиваль «Дни науки», премия в области нон-фикшн «Просветитель» и еще много всего, что не обходится без деятельного участия Дмитрия Зимина. Высокая миссия, служение стране, желание места в истории? «Способ получения удовольствия, – отвечает Зимин. – Как и все другие причины и поводы любой моей деятельности. И бездеятельности. Я вообще гедонист».

Анастасия Лазибная
Анастасия Лазибная

Анастасия Лазибная

Проект baba-deda.ru

На этом портале собраны сотни предложений о курсах компьютерной грамотности и льготных турпоездках, скидках на медицинские услуги и возможностях трудоустройства. Все они адресованы пожилым – тем, кого у нас принято считать людьми, потерянными для интернета. Анастасия Лазибная хочет, чтобы компьютер, еще вчера отделявший бабушек и дедушек от детей и внуков, не отделял, а объединял. И с детьми и внуками, и с другими бабушками и дедушками, и со всем миром. Анастасия работала в крупной компании, инвестирующей в медийный бизнес по всему миру, отвечала за российский рынок. И пришла к выводу, что будущее – не за глобальными, а за нишевыми проектами. Вот только нишу выбрала самую неожиданную. Но ничуть об этом не жалеет. Проект она делает в основном на собственные деньги и даже рада, что у нее нет крупных инвесторов. Для них главное – монетизация проекта, прибыль. А «баба-деда», конечно, может ее приносить… в перспективе. Но главное ведь не в этом. Понимает ли Анастасия, что делает важное и замечательное дело? Понимает, конечно, но говорит по этому поводу кратко: «Вы ведь, когда уступаете кому-то место в метро, делаете это не потому, что хотите сделать важное дело. Просто так правильно». Ну а что тут еще, в самом деле, можно сказать?

Андрей Кривенко
Андрей Кривенко

Андрей Кривенко

Cеть магазинов «Избенка»

«Мы не обнаружили в Москве золотой прииск или нефтяную жилу. Мы лишь напомнили всем жителям столицы, какими по вкусу, цвету и запаху должны быть настоящие молочные продукты», – написано на сайте сети «Избенка». Точнее и не скажешь. Андрей Кривенко был наемным топ-менеджером, а его жена была беременна и очень хотела настоящего творога. Андрей ездил на рынок. Далеко, холодно (была зима), да к тому же продавцы на рынке норовили залезть в творог пальцами. И Андрей задумался: нельзя ли, чтобы так же вкусно и полезно, но близко, чисто и тепло? Он объездил все Подмосковье, убеждая производителей, что молоко не нужно превращать в порошок для того, чтобы потом его развести водой и отправить в крупную торговую сеть. И в конце концов нашел тех, кто ему поверил. И открыл первый магазин «Избенка». Сегодня сеть «Избенка», конечно, не может тягаться с гигантами рынка. Зато жители любого микрорайона, где есть магазин, точно знают, куда идти за настоящим молоком, творогом и сметаной по нормальной цене. «А я понял, что больше всего вредит запуску любого проекта, – рассказывает Андрей. – Вредят большие деньги. С ними приходит желание нанять суперспециалистов, которые точно знают, как надо, и все сделают за тебя. У меня не было денег, я не брал кредитов. Я все от начала до конца делал сам». Возможно, поэтому и получилось.