Расписание мастер-классов Психодраматической конференции обещало много увлекательного: работа с завистью, становление российской ментальности…1. Четыре дня и больше 70 вариантов. Но мой выбор оказался предрешен. Когда не первый год с тревогой наблюдаешь за стрелкой весов, все ясно сразу.
И вот в воскресный день я иду к московской школе, где проходит конференция. Время летнее, в школе занятий нет, но в холле толпится множество людей: среди них и психологи, и студенты психологических факультетов, и «просто люди» – те, кто интересуется психодрамой. Вход открыт для любого желающего. Постепенно все перемещаются в актовый зал, где ведущие представляют свои мастер-классы. Психотерапевт Екатерина Лопухина подносит к микрофону мобильный телефон, и мы слышим мелодию танго. «Что мы обычно делаем со своим весом? – спрашивает она. – Мы с ним боремся, сражаемся, хотим от него избавиться… Мы обращаемся с ним как с врагом. А сегодня мы попробуем что-то новое: отнестись к нему с интересом и, возможно, с любовью». Она обещает, что на мастер-классе «будет много страсти, ведь мы отправимся на свидание». И под конец прибавляет, что в отношениях с весом у нее есть не только профессиональный, но и личный опыт: «За последние 10 лет я в общей сложности сбросила 115 килограммов. Правда, потом набрала обратно». Зал смеется. Если бы я не решила все заранее, то решила бы в эту самую минуту.
В просторном классе уже звучит то самое танго, под него мы рассаживаемся по кругу, нас человек тридцать. Как всегда, перед началом ведущий спрашивает, что нас сюда привело.
Ответы разные. Красивая полная Вера – имена написаны у всех на бейджиках, которые дали при входе, – говорит: «Диеты не помогают, теряю мало, набираю быстро, врач сказал: иди к психологам, вот я и пришла»2.
Продолжает Илья: «Ко мне часто обращаются с такой проблемой клиенты».
Никита говорит ведущей: «Хочу посмотреть, как ты работаешь».
Худая Нина говорит: «Я всю жизнь пыталась поправиться, но мне это не удается, я собираюсь выяснить свои отношения с весом».
Когда очередь доходит до меня, я ужимаю вихрь поднявшихся мыслей и чувств до короткой фразы: «Не люблю физические нагрузки, может, найду что-нибудь другое».
И вот мы переходим к теме «Свидание». «Что вы делаете перед тем, как пойти на свидание? – спрашивает Екатерина. – Как готовитесь?» Снова звучат разные ответы, и Екатерина предлагает участникам мастерской объединиться в группы по 5-6 человек и придумать сценку – мы же на психодраме, значит, будем делать сценки! – на тему «Как мы собираемся на свидание». В классе заранее приготовлен реквизит: цветные шарфы, какие-то предметы.
Якоб Морено «Психодрама»
Новое издание бестселлера легендарного американского психотерапевта Якоба Морено, создателя одной из самых популярных форм групповой терапии — психодрамы.
Подготовка к свиданию
15 минут на репетицию – и группа изображает в лицах…
Этап первый: женщина идет в спортзал, в солярий, к маникюрше, к косметичке, к массажисту и парикмахеру. Под конец она падает с ног, но твердит себе: «Я красавица». Зрители хохочут, уж очень все узнаваемо.
Второй этап – уборка дома и сборы. В шкаф запихивается все, что попало под руки: «малолетние дети? – в шкаф!», «фото прошлых мужей – в шкаф!». Илья изображает руками и с помощью звуков раздувшийся шкаф, который не хочет закрываться и все время выплевывает наружу что-то, что заталкивают обратно.
Третий этап – подбор гардероба. Это как раз моя группа. У нас главный герой – мужчина. Никита приходит в наш «магазин», надев на голову мотоциклетный шлем и опираясь на найденную где-то в углу класса палку. Этот наряд символизирует его желание, чтоб было удобно. Исполняющий роль Стилиста убеждает его, что нужно красиво, как «ей понравится». В результате наш персонаж одет еще более нелепо, чем в начале: обвешанный газовыми шарфами и цветными палантинами, он гордо подбоченивается.
Четвертый этап – подготовка тем для разговора. Ой-ей, любит ли он футбол? а хоккей? кто там во что играет? – трясется на стуле новая героиня. Остальные из ее группы изображают внутренние голоса: «А вдруг нет?», «Давай-ка еще подумай», «Ты справишься», «Нет, ничего не выйдет….» – кричат они, все больше увеличивая ее смятение. Наконец она вопит, обхватив виски ладонями: «А-а-а, отстаньте от меня!» Зрители хохочут все громче.
Пятый, заключительный, этап – моральная подготовка. Тут в дело вступают Лучшая Подруга и Мама, каждая дает свои советы. Хохот становится просто гомерическим, кое-кто утирает слезы.
Но вот мы снова возвращаемся в круг, и когда Екатерина спрашивает, как это было и что мы об этом думаем, улыбки уходят с лиц, их выражение становится задумчивым.
«В этом совсем нет любви, – говорит Вера. – Причем не только к себе, но и к другому человеку. Важно только, как нужно. Все время думаешь о будущем…»
«Выйти замуж за два дня, – напоминает Лена реплику из четвертой сценки. – А о том, каково тебе прямо сейчас и какая ты, это словно и не важно».
«Ты должна быть идеальной и ничего не чувствовать!» – мне кажется, что в голосе до сих пор молчавшей Гали прорывается возмущение, а может, и отчаяние.
«Давайте попробуем устроить настоящее свиданье, с любовью к себе», – предлагает Екатерина Лопухина.
Танец
На этот раз предстоит работа с протагонистом, как называют в психодраме клиента. Поэтому сначала все желающие стать протагонистами описывают кратко свою ситуацию, а потом группа выбирает одного – после обсуждения им оказывается Дина, которая то набирает вес, то сбрасывает его и жалуется, что устала от этих бесконечных колебаний, не говоря уже о том, что приходится все время покупать новую одежду. Она выходит в центр круга, и Екатерина Лопухина обращается к ней: «Что ты чувствуешь?»
«Это как будто во мне спорят грусть и гнев, и они встречаются где-то на середине моего тела», – отвечает Дина, проводя рукой черту где-то на уровне своего живота.
Екатерина предлагает ей выбрать двух исполнителей на роли Грусти и Гнева. «Гнев» Дина находит сразу – это высокая Лариса, которая кажется мне похожей на красавицу-великаншу. А с «Грустью» дело сложнее – Дина сначала хочет выбрать Галю, но потом задумывается… Лицо у нее все время меняется, сжимаются губы, поднимаются брови, вдруг сильно бледнеет кожа... Кажется удивительным, что чувства могут сменять друг друга так быстро. Мы все следим за Диной, но она погружена в собственные переживания и, кажется, забывает о присутствии зрителей. Наконец найдена и вторая фигура, и Екатерина просит Дину показать, как и на каком расстоянии от нее следует поставить Грусть и Гнев и сказать, что они должны говорить…
Я не возьмусь описывать всю эту работу подробно, потому что боюсь, что пошаговое описание не передаст эмоций, которые захватывали не только протагониста, но и многих из нас, кто смотрел на это действо. Я сама и плакала – по-настоящему, слезами – и от души радовалась, когда Грусть отошла на задний план, а Дина со своим Гневом исполнили совместный танец спиной к спине, топая, ухая, громко крича – и вся группа помогала им, участвовала в их танце, хлопая ритмично в ладоши, все звонче, все быстрее. Я тоже хлопала, в две руки колотила себя по ногам, чтобы было громче, веселее! Чувствуя, как под ударами вибрируют мои бедра, зад и ноги, которых я обычно стесняюсь – но не сейчас, не сейчас!
Когда танец закончился громким победным криком (я уже и не помню, кто его испустил, может, мы все хором), Дина стояла раскрасневшаяся, растаявшая, ожившая…
Прощание, оно же встреча
Третья часть мастер-класса – индивидуальная работа. Екатерина Лопухина просит каждого выбрать из реквизита предмет, который покажется подходящим для того, чтобы символизировать образ идеального «Я» – с тем весом, которого мы желаем, к какому стремимся. В основном это цветные шарфы, но у некоторых – я видела – оказались в руках у кого вазочка, у кого искусственный цветок.
Выбрали. Я взяла красный шарф.
«А теперь поместите его на таком расстоянии от себя, на каком, как вам кажется, этот образ находится», – предлагает Екатерина. После этого ведущая включает музыку и, выполняя ее инструкцию, каждый прислушивается к своим внутренним ощущениям и начинает движение к своему предмету-символу тем способом и с той скоростью, с которой это хочет делать его тело. Оглядываюсь по сторонам: Галя танцует, Илья раскачивается из стороны в сторону, Никита поднимает руки над головой, Лариса задумчиво смотрит в потолок, и вообще непонятно, где ее предмет.
А что же я? Я так и стою со своим красным шарфом. Я не смогла его выпустить из рук. «Зачем его куда-то помещать, да еще на расстоянии, если он такой приятный на ощупь» – примерно такая мысль крутится у меня в голове. Но музыка продолжает звучать, я попадаю под обаяние мелодии и начинаю потихоньку кружиться…
Екатерина возвращает нас в круг. Начинается последний обмен впечатлениями.
Лица некоторых сияют счастьем, они нашли то, что хотели.
Галя задумчива – она так и не пришла к своему хрустальному цветку: «Мне что-то мешает, и я не могу понять что». Екатерина откликается: да, иногда что-то мешает, не всегда получается с первого раза. У нас было всего три часа, иногда требуется больше времени, индивидуальная работа. К счастью, такая возможность есть.
А я повторяю про себя и, как мне кажется, про красный шарф: «Я просто не могла с ним расстаться» – и вдруг понимаю, что это же про мой вес: «Я не могу с ним расстаться, он мне слишком нравится…» Да неужели? Вот это открытие! Значит ли это, что мне не нужно пытаться похудеть? Так я и выхожу с мастер-класса, в глубокой задумчивости.
…Прошла уже неделя, а я все еще под впечатлением. Свидание с весом оказалось для меня в конечном итоге свиданием с собой. И как же давно я с собой, оказывается, не встречалась! А еще я думаю: я воспринимаю свое тело как материю, но оно – облик моей души, оно хранит мои чувства, в том числе и такие, о которых я сама давно забыла или отказалась от них. И если я попрошу, оно может мне их вернуть и многое рассказать обо мне самой.
1 13-я Психодраматическая Конференция проходила в Москве 11-14 июня 2015 года. Подробнее см. на сайте Конференции.
2 Все имена, кроме имени ведущей, изменены в целях сохранения конфиденциальности.