Звучит неплохо, но недавно я заметила, что перестала замечать собственную жизнь, а уж тем более, получать от нее удовольствие – а разве не это самое главное? Я не смогла ответить родителям на вопрос, понравилась ли мне еда в том ресторанчике, куда я ходила пару дня назад: я просто не помнила вкуса – мне же нужно было заниматься испанским, а не наслаждаться едой. Возвращаясь с прогулок, я часто не могла сказать, что происходит на улице – снег там или ветер, лужи или сухо. Встречаться с подругами мне было некогда: я ведь должна столько всего успеть! При всем этом времени все равно не хватало и многое по-прежнему оставалось не сделанным.
И вот в очередной безумный день я вдруг задумалась – где же берут время люди, которые по всем параметрам должны быть еще более заняты, чем я? Не помню, чтобы моя подруга – владелица нескольких ювелирных брендов – когда-то не могла найти время на кофе, и приятель – глава большой продюсерской компании – лишал себя отпуска или похода в парк с детьми, потому что «некогда». Примеров нашлось масса, и, опросив каждого из своих знакомых, я выяснила, что почти все они используют техники тайм-менеджемента. Сомнений не оставалось – мне срочно необходимо освоить данную методику и, наконец, выдохнуть спокойно.
Что такое тайм-менеджмент?
Интернет пестрит различными статьями, сайтами, бесплатными уроками и мастер-классами на тему рационального использования времени. Выяснилось, что в планировании есть несколько различных подходов – «немецкий» тайм-менеджемент, GTD (Getting this done), тайм-драйв и многие другие. Как человеку непосвященному, мне не удалось обнаружить в них существенных противоречий друг другу, поэтому я решила взять отовсюду то, что мне больше всего понравится.

Глеб Архангельский
«Тайм-драйв. Как успевать жить и работать»
Практическое пособие для тех, кто решил научиться планировать и экономить свое время, перестать от него зависеть.
Из-за нехватки пресловутого времени я решила начать с видеоуроков. На одном из сервисов бесплатных курсов как раз запускался цикл длиною в пять недель. Самое смешное, что за все эти дни я так и не смогла выделить себе пару часов, чтобы посмотреть уроки или сделать задания.
Опомнилась я только в последний день, когда в открытом доступе оставался последний урок. Но какой! Лектор, подводя итоги, рассказывал, что часто человек создает иллюзию сверхзанятости – это позволяет чувствовать себя более значимым и деловым. Определенно, и в моей жизни есть нечто подобное! Оказалось, что часть рутиной работы я вполне могу делегировать своей помощнице, а некоторые особо важные дела, по сути, являются не делами, а приятным времяпрепровождением. Значит, и относиться к ним стоит именно так. Не «надо!», а «Есть силы и желание – ура, нет – позволь себе отказаться».
Пользу от этого простого знания я ощутила сразу же, и уже с гораздо большим усердием принялась изучать принципы тайм-менеджмента. Каждый день я читала несколько статей на эту тему или отрывок из книги. Некоторые материалы казались мне слишком сложными, другим я не находила применения в своей жизни – они, скорее, предназначались для упорядочивания дел на больших фирмах и заводах. Но примерно через неделю в голове нарисовался план действий, и я начала активно внедрять тайм-менеджмент в свою обычную жизнь.
Практически все методики рационального использования времени предлагают сначала проанализировать свою жизнь и конкретнее определиться со своими целями и сроками. Целый день я, установив удобный хронометр на телефон, наблюдала за собой и записывала, чем занимаюсь и сколько времени на это уходит. Вопреки обещаниям из разряда «вы увидите, как бездарно утекают минуты» ничего такого со мной не произошло – день был хаотичным, но прокрастинации или бесцельного «шатания» в Сети не наблюдалось.
Перед тем как сформулировать в голове свои цели, оценить текущую ситуацию я решила с помощью колеса жизненного баланса. Но нарисовала не одно, а несколько – по всем важным сферам: семья, карьера, учеба, саморазвитие, здоровье, друзья, финансы. Таким образом, стало понятно, чего мне не хватает для дальнейшего развития в профессии, на что обратить внимание в делах семейных, какой вектор лидирует в саморазвитии. Конечную цель для себя я определила так – чтобы все, выбранное мною в жизни, развивалось успешно и гармонично.
Наглядно увидев, чего мне не хватает, а чему я посвящаю слишком много времени и где можно слегка притормозить, я составила список «подцелей» на год, полгода и каждый месяц. Важный момент – не переусердствовать и реально оценить свои возможности. Например, мне хотелось как можно скорее завершить текущий проект и разработать новый, плюс давно намеченное повышение квалификации... Все это казалось одинаково срочным, и за все хотелось браться прямо сейчас. Именно так я и сделала, но скоро стало понятно, что не остается времени ни на что другое – страдает семья, учеба, здоровье…
Подумав, я распределила для себя эти четыре цели по всему году – сейчас я завершаю текущий большой проект, до июля пишу новый, затем поступаю в магистратуру и в конце года с полученными знаниями приступаю к новой интересной коллаборации…
Таким образом, развитие «колеса профессии» идет может и не так быстро, но зато на более качественном уровне и не во вред всем другим сферам.
Составив в ежедневнике план на месяц, я сделала универсальную табличку на каждый день с интервалом по 20 минут. Там было точно расписано, какое время я должна посвятить йоге, какое – работе, когда можно встретиться с друзьями и так далее. Подобный планировщик очень хорошо дисциплинирует и позволяет заниматься тем, что действительно значимо. Заполняя табличку с вечера, я делю все дела по принципам тайм-менеджмента (матрица Эйзенхауэра) на важные и срочные (в приоритете и по мере возможности – в первой половине дня), важные и не срочные (занятие языками, лекции по учебе, время с семьей…), не важные и срочные (третье место приоритетности – какие-то мелкие дела, консультации, помощь другим) и не важные и не срочные (такие дела после обнаружения вообще исключаются из плана).
Первые результаты
После непродолжительного использования такого графика в делах произошел резкий скачок и прорыв, многое сдвинулось с мертвой точки. Но сама я находилась в огромном стрессе – у меня не было ни минутки свободного времени, я ужасно расстраивалась, если что-то не успевала и ощущала себя загнанной лошадью еще больше, чем раньше.
Тогда волевым решением я отняла по 20 минут от некоторых ежедневно запланированных дел и вписала туда просто «отдых» – четыре таких отрезка на протяжении дня помогают чувствовать себя свободнее, а значит – значительно приятнее (иногда я сдвигаю их вместе и позволяю себе, например, посмотреть фильм после обеда без всяких угрызений совести).
Самую главную пользу тайм-менеджмента я вижу даже не в том, чтобы планировать каждый день, а в том, чтобы делать это регулярно. Кроме того, большие задачи необходимо дробить на маленькие составляющие: после этого они уже не кажутся такими страшными и неподъемными – если читать серьезную книгу каждый день всего лишь по 20 минут, то материал усваивается лучше и закончить ее можно значительно быстрее, чем если заставлять себя раз в месяц с трудом брать в руки научный фолиант и штудировать его от корки до корки.
Но самое главное, я наконец избавилась от одного из проектов, до которого совсем не доходили руки. Я избегала даже подступаться к нему, поскольку понимала, что не готова посвятить ему минимум три часа подряд. Но за две недели ежедневной регулярной работы по часу (я поставила его на утро и не позволяла себе заниматься ничем другим, пока не позанимаюсь именно им) с ним было покончено. А ведь я не могла сделать этого целых семь месяцев!
Я больше не отказываюсь от встреч с друзьями, потому что «нет времени», и наслаждаюсь за обедом вкусом еды, а не таблицами неправильных глаголов. Время есть на все, если его правильно спланировать. Прошло совсем немного времени, как я начала активно использовать техники тайм-менеджмента в своей повседневной жизни, но уже каждое нарисованное мною колесо жизненного баланса стало намного ровнее, круглее и гармоничнее.