С Настей мы познакомились сразу после института. Мы оба увлекались лыжным спортом, участвовали в соревнованиях и даже ставили рекорды. Мы вообще любили активный отдых, приключения. Главное – не сидеть на месте. И мы не сидели. Мы восходили на Эльбрус, прыгали с парашютом, погружались в трюмы затопленного корабля и в конце концов сыграли свадьбу на мысе Горн.
Через год у нас родился Максим – мы отложили мечты и планы по покорению Эвереста и стали серьезными и взрослыми родителями. Хорошими, правильными, все как положено. Отпуск два раза в год – ребенку нужен морской воздух – едем на море. Новый год – в кругу семьи, с бабушками и дедушками. А вечерами, когда Максим засыпал, мы мечтали, как втроем, когда сын подрастет, отправимся в поход где-нибудь на краю света… Три года назад родился Леша. И мы снова стали мечтать, как теперь вчетвером все-таки займемся фрирайдом в Альпах…
Мне 37 лет, у меня двое прекрасных сыновей и любящая жена. Я обожаю их. Но я устал. Устал откладывать свои желания «на потом»
Но давайте начистоту: с таким подходом мы вряд ли сдвинулись бы с места в ближайшие лет 40. Не поймите меня неправильно! Мне 37 лет, у меня двое прекрасных сыновей и любящая жена, я обожаю их. Это самое большое и самое экстремальное катание в моей жизни. Старший в 12 лет вовсю хочет исследовать мир на прочность. Младший в 3 года чемпион по попаданию в неприятности. Этих бандитов нельзя оставить одних, да и без них путешествовать уже не хочется.
Но я устал. Устал откладывать свои желания на потом. И Настя тоже. Матери в этом признаться сложнее, но мы оба чертовски устали. И когда мы в очередной раз планировали, как на Новый год отправимся куда-нибудь в теплые края, чтобы перелет недолгий – детям тяжело переносить, и чтобы «все включено» для удобства, я сказал: «Хватит! Едем хотя бы кататься на лыжах!» Настя неуверенно попыталась возразить: «Но Леше всего 3 года – мы же не сможем с ним отдохнуть даже на курорте!» Но я был полон решимости.
Конечно, на совсем экстремальную поездку мы не рассчитывали – голова все-таки есть на плечах. Но мы искали место, в котором хорошо было бы всем. Мы с Настей достали бы давно заброшенные, зарытые на балконе под грудой вещей лыжи, спустились бы с горы по самой сложной трассе, чтобы снег в лицо и адреналин на выброс. Максим бы смог тренировать навыки катания (он уже пару лет катается на горнолыжных склонах, но в «живой природе» не был) на склонах поменьше, и Лешу бы поставили на лыжи.
Задачи нелегкие: угодить всем и уложиться в семейный бюджет. Начались муки выбора...
Муки выбора
Дорожная карта
Горнолыжный курорт Серфаус-Фисс-Ладис, Австрия
Как добраться: на самолете до любого из следующих городов:
Инсбрук (ок. 100 км до курорта), Цюрих (ок. 250 км), Мюнхен (ок. 250 км), Фридрихсхафен (ок. 180 км), Зальцбург (ок. 270 км), Мемминген (179 км)
Далее на поезде, автобусе или такси в Серфаус-Фисс-Ладис.
Время: отстает на час от московского
Виза: Шенген
Валюта: евро
По сравнению с швейцарскими или французскими курортами,
Когда выбирал курорт, по привычке ориентировался на детей – все-таки это
Там есть детские трассы и русскоговорящие инструкторы с обязательным педагогическим образованием. Во вторую очередь смотрел, будет ли чем заняться нам с женой. Для нас, бывших спортсменов, – трассы высокой сложности, бонус для Насти – СПА и обязательная вечерняя развлекательная программа. В плюсах и минусах решили разбираться на месте.
До отеля в Серфаусе добрались за три часа с остановками. Мы взяли машину напрокат, но можно было заказать трансфер. Вещей с собой много не везли: лыжи со всей экипировкой арендовали уже на месте. В Серфаусе компьютеризированный прокат по электронным карточкам – удобно и просто. Настя хотела гостиницу поближе к подъемникам, но оказалось, что на курорте строгое экологическое правило – машины не подъезжают к горным склонам. К трассам надо добираться на... метро. Настоящие вагоны в туннелях, только бесшумные, на воздушной подушке. Серфаус – деревня, зато с метрополитеном на четыре станции. Это звучит гордо.
Заселились в номер, который
– Здесь есть радионяня! – закричала в восторге из комнаты Настя. – И даже детское сиденье для туалета!
Я счастливо выдыхаю. Отель выбрал правильно. Следующий пункт программы – горки.
Разная сложность
Крутые склоны и скоростные трассы – это мое. Но вдруг это не понравится сыновьям? Старший Максим пока научится, пока повторит десять раз одно и то же – даже распробовать не успеет. О том, чтобы поставить на лыжи трехлетнего Лешу, я и думать боялся. Только если буду ходить за ним след в след, чтобы не сломал себе шею. Поэтому на первое занятие в 10 утра с сыновьями пошел вместе.
На снежной полянке перед детским корпусом, где дети переодевались и пили чай, самые маленькие, такие, как Леша, в спортивных комбинезончиках забавно выстроились перед приготовленными лыжами. Максим с группой сверстников сразу укатил на более сложную трассу – там у инструктора была запланирована особая программа. Леша топтался в нерешительности возле меня: не знал, что делать с этими странными палками.
К детям вышли две девушки. В группе из шести учеников только четверо говорили по-русски. Каждому инструктор на родном языке терпеливо объяснила, как надевать лыжи и как правильно встать в стойку. Первое занятие длится час. Детям в игровой форме дают несложные задания – проехаться с мячом между колен, научиться ходить, так, чтобы лыжи не заплетались.
Потом все вместе идут пить чай минут на 15. Дети успевают согреться и снова воспылать любовью к спорту. Ведь впереди ждет самое увлекательное – катание с горки.
Пологая тридцатиметровая трасса, которую ребенок уже после первого занятия проезжает сам. На старте инструктор ставит малыша правильно и осторожно подталкивает для ускорения. Потом идет рядом, давая подсказки. Как только проехал первый гонщик, стартует с сопровождением второй.
– Иди катайся, папа, – говорит мне Леша, а сам старательно пыхтит.
– Идите, идите, – вторит сыну инструктор Наташа. – Заберете его через пару часов.
Следующая очередь – Леши. Я смотрю, как сын спускается с горки, как Наташа идет рядом, подбадривает, объясняет, и понимаю – все хорошо. Действительно можно идти. Можно идти кататься.
После занятия, по желанию родителей, дети пойдут в детский ресторан, где их накормят обедом, а потом развлекут в игровых комнатах или покажут мультфильм в кинозале. Никто не останется без присмотра.
Недетские гонки
Цифры
214 км – суммарная длина трасс:
- (синие/легкие 47 км (22,29%)
- красные/средние 123 км (56,99%)
- черные/сложные 28 км (13,33%)
- ски-роуты 16 км (7,39%)
68 подъемников
90 000 человек – пропускная способность подъемников в час
1200–2820 м – перепады высот
28 горных ресторанов
4 бара-шатра
8 фан-парков
На курорте Серфаус все трассы разделены на зоны сложности по цветам. Синие – самые легкие, красные для тех, кто уверенно стоит на лыжах, черные – для профессионалов. На них лыжник разгоняется до 30 км/ч. То, что нужно. Мы с Настей поднимаемся наверх. И вот мы уже летим с горы вниз. Она обгоняет меня, теперь – я ее. Мы снова как будто вернулись в студенческие годы. Снег в лицо, необъятное альпийское небо над головой, морозный воздух щекочет нос и никаких преград не существует.
Ближе к обеду, не откатав и половины маршрутов, с удовольствием протестировали трассу, в конце которой установлен видеорегистратор. Сам спуск не очень сложный, но подстегивает узнать, какую скорость ты разовьешь со всем умением. Ну и фото забрать на память. Два часа катания – целая вечность удовольствия. Настя обнимает меня, прижимается, как раньше, и мы идем за детьми – у них как раз закончились занятия.
Раскрасневшийся, счастливый, Макс с лыжами в руках ковыляет нам навстречу, увидел нас и весело заголосил:
– Я был в настоящем медвежьем походе! Там такая пасть...
Оказалось, одна из программ для подростков идет по «медвежьей тропе». Там есть трамплины в форме медведей и тоннель, где путники входят в огромную медвежью пасть, а та приветливо им рыкает. На следующий день я ходил туда уже вместе с Максом и мы играли в ловких индейцев, преодолевающих препятствия. Как в детство попал.
В Серфаусе много таких зон – целые городки для зимних приключений. Везде ребят встречают плюшевые корова и сурок – местные талисманы Мурмли и Берта. Парк катания на санях, карусели, индейская страна, лес динозавров и десятка два других активностей. Мои бандиты пытались, но так и не смогли охватить все чудеса за неделю. Зато спали крепко. У нас с Настей как раз появилось долгожданное свободное время на пару вечеров.
Шоу продолжается
Основательно устав от активного отдыха, всей семьей отправились на ужин. Каждый вечер в Серфаусе принято устраивать красочные вечерние представления. Самое яркое из них – «Ночь приключений», проходит по средам. Сценой для шоу становится лыжный склон. Видеопроекции превращают его в зеленые луга, автострады или калейдоскоп полотен великих художников. Три сотни актеров, музыкантов и танцоров разыгрывают перед зрителями настоящие цирковые представления. Один спуск лыжников с факелами чего стоит. Итог вечера подводят красочным салютом. И это праздник, который каждый день играют только для тебя.
Мы провели на курорте Серфаус десять дней. И многие трассы и аттракционы даже не успели опробовать. Еще никогда у нас не было такого семейного отдыха, когда все вместе занимаются одним интересным делом и в то же время каждый может выбрать приключение на свой вкус.
Недавно Настя смотрела путевки для будущего отпуска и разговаривала со мной через всю комнату.
– Может, поедем в Таиланд? Надо свозить детей на море. Леша уже перелет выдержит.
Внезапно этот самый Леша, который играл на полу в машинки, ударился в дикий рев.
Спрашиваю его:
– Алексей, ты чего орешь? Ты же не боишься летать.
А он всхлипывает и размазывает по лицу слезы.
– Я не хочу море. Я хочу лыжи!
Придется опять выбирать, ориентируясь на детей. Но, честно признаться, в этом случае я не расстроен.
У нас в России так принято – посвятить себя детям и все откладывать на потом: любимое хобби, свидания с женой, личное время и даже игры с детьми (деньги же кто-то должен зарабатывать!). У нас так принято. Но больше так не принято в нашей семье – и детей мы этому учим.