alt

Каждое утро я варю кофе. Сажусь за стол и подолгу всматриваюсь в листок со словами, который лежит на его блестящей поверхности: «А еще жизнь хороша тем, что можно путешествовать». Много-много лет назад эти слова сказал Николай Михайлович Пржевальский. Я впервые прочла их в школьном кабинете географии, под портретом великого путешественника, который висел на стене в классе. И как я раньше не замечала эту цитату? С тех пор каждый раз, сидя на уроке и краем уха слушая учителя географии, я выводила на полях тетради заветные слова про жизнь и путешествия... и мечтала. На одном из уроков я дала себе слово увидеть весь мир. Моя страсть к изучению стран и городов достигла высшей точки, когда я поняла, что вместо догонялок и прыгалок на перемене заставляю друзей играть с собой «в города». Ну конечно, я всегда выигрывала, друзья скучали, и я осталась один на один со своим сумасшедшим увлечением географией.

alt
Фото
Маргарита Кузнецова

Школу я закончила с отличием. Все в один голос советовали подавать документы в МГИМО на факультет международных отношений. Неудивительно: Маша бредит путешествиями и разрешает споры между одноклассниками, да так, что все остаются довольны. Кем же становиться Маше? Правильно. Дипломатом. К всеобщему огорчению, с первого раза в МГИМО я так и не поступила. Зато поступила в Российский государственный социальный университет на экономический факультет. Сидела на лекциях, сдавала экзамены, но мечты о путешествиях не давали мне покоя. Закралась мысль, что, похоже, не судьба мне стать дипломатом. Я же из простой семьи: мама инженер, папа токарь... Первый год обучения шел к концу и мама, видя мои страдания, настояла, чтобы я повторно подала документы в МГИМО. Я подала. И поступила. На тот самый факультет международных отношений. Спасибо, мама! Думала оставить первый вуз, но «тяжело тащить, а бросить жалко» ‒ это про меня. В общем, я решила учиться в двух вузах одновременно. В одном освоила арабский, в другом научилась разбираться в экономике. И оба закончила с красным дипломом.

Я стала дипломатом. Дипломатом в юбке. Оттого еще труднее, ведь день за днем мне приходится доказывать свой профессионализм. По сей день. Закончив МГИМО, по распределению я попала в МИД ‒ cразу на должность атташе, благодаря своему красному диплому. Еще несколько лет назад, проходя мимо громадных тяжелых дверей, я даже не мечтала, что буду бродить по кулуарам знаменитой высотки на Смоленской. Настал день, когда я открыла ту дверь и вошла в другую жизнь. Рутинную работу скрасило знакомство с молодым коллегой-дипломатом. Наш роман закрутился так быстро, что я не успела оглянуться, как стала его женой. Вскоре мужа отправили в его первую длительную загранкомандировку, куда я последовала за ним в качестве супруги. Два разных человека внутри меня, дипломат и домохозяйка, вели жестокую борьбу. И никто из них не собирался отступать. «Кто я?» ‒ задавала я себе вопрос, каждый раз провожая мужа на работу. Хозяйственный дипломат? Дипломатическая домохозяйка? Бред. Однажды я не выдержала и пошла искать работу. Да, я не смогла стать той, какой просил меня быть мой муж. У меня не получилось. Зато первый глоток воздуха на новой работе был таким желанным, как будто я не дышала целую вечность.

alt

Годы работы в международной организации пошли мне на пользу. Только вот с мужем непонимание усиливалось. «Просто будь моей женой!» ‒ кричал он, но мы оба уже понимали, что совместная жизнь дальше невозможна. Вскоре я поняла, что жду ребенка. Наша девочка родилась ярким летним днем. Все, казалось бы, улеглось. Мужа после работы ждали горячий ужин, улыбающаяся дочь и я, почти поверившая в то, что справлюсь с ролью домохозяйки.

Спустя год я ушла от него: он так и не смирился с моим желанием строить серьезную карьеру. По утрам я снова я открывала дверь высотки на Смоленской, снова погружалась с головой в работу, а по вечерам спешила домой к моей Катюше. За годы работы в МИДе я побывала в 28 странах. И впереди еще множество других стран. Думаю, Пржевальский гордился бы мной. Сегодня я работаю в Брюсселе, главной европейской столице. Моя подросшая дочь ходит в местный детский сад, а по вечерам учит меня новым французским выражениям. Я смело могу назвать себя счастливым человеком. Во мне победил тот, кто оказался сильнее, ‒ дипломат. А домохозяйка... она отправилась восвояси. По вечерам мы с Катюшей изучаем букварь. Она читает русские буквы, пытаясь собрать из них слово. Недавно я застала ее на кухне – она сидела на столе и сосредоточенно водила пальчиком по листу бумаги, пытаясь прочесть надпись. Дочь произносила буквы, а увидев меня, попросила помочь прочитать всю фразу. Я прочитала. Уже вечером, перед сном, Катя обняла меня за шею и прошептала: «Мама, а еще жизнь хороша тем, что можно путешествовать?» Да, радость моя, жизнь хороша!