Отец играет с детьми
Фото
Getty Images

1. Постарайтесь взглянуть на мир глазами ребенка, отстранившись от собственного восприятия. Проделывайте это упражнение хотя бы по несколько минут в день, чтобы не забывать, как ребенку живется в этом мире.

2. Вообразите, как вы выглядите и звучите с точки зрения ребенка, другими словами, представьте, что вы – собственный отец или мать. Как бы скорректировали свое поведение: что и как вы говорите, как вы себя держите? Учитывая это, подумайте, как бы вы хотели выстраивать контакт с ребенком.

3. Учитесь считать своего ребенка идеальным. Старайтесь помнить о том, что он идеален, даже в те моменты, когда это труднее всего: когда он плачет, когда получил двойку, когда разбил любимую чашку – помните, он идеален.

4. Размышляйте над тем, чего вы ждете от ребенка. Задумайтесь: ваши ожидания совпадают с тем, чего бы ему самому хотелось? Спрашивайте себя: когда я подталкиваю его к тому или иному решению, я делаю это потому, что этого хочется мне, или потому, что это в его интересах? Спросите себя заодно, как вы выражаете свои ожидания и как это влияет на ребенка?

5. Воспитывайте в себе альтруизм: всегда ставьте интересы детей выше собственных. После этого задумайтесь, нет ли какого-то способа достичь и своих целей тоже, не жертвуя детьми. Вы удивитесь тому, сколько всего можно сделать, не отодвигая интересы детей на второй план. Особенно если иметь терпение и желание найти равновесие.

6. Если вы чувствуете себя растерянным или потерянным, подумайте о ситуации в целом, сосредоточьте свои мысли на ребенке, на семье, на себе. Попробуйте выйти за пределы размышлений, пусть даже очень логичных, постарайтесь воспринять мир интуитивно, пытайтесь всем естеством – телом, душой, чувствами, разумом – понять, что нужно сделать. Если понимание, как именно следует действовать, так и не придет, может быть, стоит воздержаться от каких бы то ни было поступков, пока реальность не прояснится. Важно уметь выжидать.

7. Попробуйте освоить искусство молчаливого присутствия, вырастающее со временем из практики осознанности. Прислушивайтесь к себе, к тому, что происходит в вашем теле, сознании, речи. Созерцайте себя.

8. Научитесь жить в напряжении, не теряя баланса. Юджин Херригель (Eugen Herrigel) в книге «Дзен в искусстве стрельбы из лука» описывал, как его учили натягивать тетиву до отказа и так замирать, не выпуская стрелы. В нужный момент стрела загадочно выстреливала «сама собой». Научиться этому можно, заставляя себя проживать любой, даже самый тяжелый, миг своей жизни, не пытаясь ничего изменить и не надеясь на какой-нибудь конкретный исход. Нужно просто максимально сосредоточиваться на настоящем. Нужно учиться видеть, что, если доверять интуиции и инстинктам, с любым исходом событий можно работать. Ребенок, особенно когда он еще юн, нуждается в том, чтобы вы были центром равновесия и доверия в его жизни, ориентиром, по которому он может скорректировать свой курс. Мишень и стрела в равной степени нужны друг другу. Ненужные усилия не помогут им соединиться, в отличие от мудрого внимания и терпения.

9. Если вы вдруг обманули доверие ребенка, даже совсем чуть-чуть, обязательно попросите прощения. Извинения целительны. Извинение показывает, что вы обдумали ситуацию и теперь понимаете ее лучше, или что теперь вы смотрите на нее с точки зрения ребенка. Вместе с тем не стоит злоупотреблять извинениями: если просить прощения слишком часто, слово «извини» утратит смысл, или же чувство вины станет привычным. Это рискованно потому, что прячась за свою вину, мы укрываемся от ответственности.

10. Каждый ребенок уникален и у каждого свои потребности. Каждый смотрит на мир по-своему. Храните в душе образ каждого из своих детей. Желайте им добра.

11. Часто дети ждут от нас, что мы будем сильными, будем вести себя ясно и недвусмысленно. Пусть эта сила и ясность произрастают из щедрости и сознательности, а не из страха, самоуверенности и жажды контроля. Быть внимательным родителем не значит быть равнодушным, слабым и безмерно снисходительным; но подавлять ребенка и быть с ним грубым тоже нельзя.

12. Величайший подарок, который вы получите от детей, – это вы сами: часть бытия родителем заключается в самопознании и обучении осмысленному бытию. Мы должны быть укоренены в настоящем, чтобы делиться с ребенком лучшим, что в нас есть. У нас есть только наше сегодня. Давайте пользоваться им наилучшим образом – ради наших детей и ради нас самих.

Джон Кабат-Зинн (Jon Kabat-Zinn) – биолог. В 1979 году он оказался у истоков «духовной медицины», первым предложив использовать практику медитации в лечебных целях. Основатель и директор Клиники работы со стрессом Медицинского центра Университета Массачусетса. Автор книг «Куда бы ты ни шел – ты уже там. Медитация полноты осознания в повседневной жизни» (Класс, 2000) и «Практика медитации» (Эксмо, 2013).

Подробнее см. M. & J. Kabat-Zinn. «Everyday Blessings: The inner work of mindful parenting» (Hyperion, 1997).