- Вспомните ситуацию, когда вы не смогли добиться цели (или случилось что-то непредвиденное) из-за того, что не сделали что-то вовремя. Например, «мы затопили соседей, потому что я долго тянул с ремонтом трубы».
- Назовите, где и когда это произошло. «Дома, на прошлой неделе».
- Кто участвовал в этом событии? «Соседи, моя жена и работники аварийной службы».
- Что делали вы и другие? Кратко опишите этот опыт. «Возникла сильная ссора с соседями, к тому же мы два дня сидели без воды».
- Оцените этот опыт по шкале от минус 10 до 10. «Минус 10».
- Какая часть этого опыта самая нежелательная для вас? «Моя безответственность и легкомыслие». А вот теперь начинается собственно переработка негативного опыта.
- Что бы вы сейчас изменили в этой ситуации, чтобы результат был наиболее приемлемым для вас? «Еще месяц назад надо было вызвать мастеров и поменять трубу».
- Представьте и опишите этот измененный опыт в настоящем времени. «Я прихожу с работы. Дома все в порядке, я спокоен, зная, что принял необходимые меры».
- Оцените этот опыт по шкале от минус 10 до 10. «Плюс 6».
Если с первого раза не удается достичь 10 баллов, нужно вновь вернуться к пункту 7 и «усовершенствовать» ситуацию до тех пор, пока не сможем оценить ее по максимуму. Скажем, такой «апгрейд» в нашем примере, как «Приехала в гости дочь», может дать искомую десятку. В чем смысл такой мысленной игры? Когда мы включаем фантазию и «переписываем» неприятное событие, активизируются зоны мозга, отвечающие за творчество, нам открываются альтернативные варианты, которых мы не видели раньше и которые, скорей всего, не привели бы нас к такой ситуации. Наше отношение к неприятному эпизоду меняется, становится менее эмоционально заряженным, и прошлый опыт перестает влиять на наши действия в настоящем.