Психолог Сет Поллак (Seth D. Pollak) из Висконсинского университета в Мэдисоне (США) с коллегами проанализировали результаты магнитно-резонансной томографии мозга у 389 обычных детей и подростков в возрасте от 4 до 22 лет и сопоставили эти данные с информацией об их социоэкономическом статусе. Они также оценили результаты тестирования интеллекта детей, их академическую успеваемость и такие физиологические показатели, как общий объем серого вещества в мозге, объем серого вещества в лобной доле, височных долях и гиппокампе.

Сью Герхардт
«Как любовь формирует мозг ребенка?»
От взаимоотношений родителей и их психологического состояния во многом зависит, каким вырастет ребенок. Разъяснения психоаналитика.
Обнаружилось, что дети из семей, чей доход был ненамного выше федеральной черты бедности в США, имели объем серого вещества в различных областях мозга на 3-4% ниже нормы. Дети из семей, живших ниже уровня бедности, отставали еще больше – на 8-10%. Дети из семей с небольшим доходом в среднем показывали результат на 4-7 пунктов ниже в стандартных тестах. Авторы предполагают, что у этого отставания несколько причин, но как минимум на 20% оно объяснимо сниженным объемом серого вещества в лобной и височных долях мозга.
Важно отменить, что речь идет не о врожденных или наследственных, а о приобретенных дефектах развития – это подтверждается исследованиями, проводившимися с усыновленными детьми. По сравнению с более обеспеченными сверстниками, дети в бедных семьях обычно получают меньше родительской заботы, в их жизни больше факторов стресса, включая семейную нестабильность и повышенный уровень насилия. Они живут в более стесненных условиях и имеют меньше возможностей для интеллектуального развития.
Исследователи полагают, что в семьях, где царит дружественная атмосфера, родители хорошо заботятся о ребенке, подобные отклонения можно нивелировать. Кроме того, в обществе должна функционировать эффективная система социальной помощи: программы социальной поддержки и пособия для поддержки семей с низким доходом. Только в этом случае с проблемой отставания в развитии интеллекта ребенка из-за негативного влияния низкого социоэкономического статуса семьи удастся справиться.
Подробнее см. L. Hair et al. «Association of Child Poverty, Brain Development, and Academic Achievement», JAMA Pediatrics, July 2015.