Ей трудно удерживать внимание, не получается сконцентрироваться... Как помочь ребенку учиться?
Ей трудно удерживать внимание, не получается сконцентрироваться... Как помочь ребенку учиться?

«Непоседливый», «болтливый», «легко отвлекается», «носится как заведенный», «отвечает, не услышав вопрос», «ему трудно удерживать внимание», «он постоянно что-то теряет»... Все больше родителей так говорят о своих детях. И в отчаянии ломают голову над тем, как помочь ребенку хотя бы на несколько минут сосредоточиться на том, что говорит учитель. То, что в раннем детстве можно было объяснить особенностями характера или избытком энергии, в школе становится серьезной проблемой. Ведь именно школа требует от детей усидчивости, дисциплины и умения сосредоточиться. Родители растеряны: если ребенок гиперактивен и невнимателен, то почему он может увлеченно заниматься тем, что ему особенно интересно? Например, он может часами разбирать будильник, пытаясь понять его устройство, или «зависнуть» в компьютерной игре... но не в состоянии дочитать до конца книжку или понять условие простой задачи. «Речь идет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), незначительном нарушении в работе мозга, – поясняет нейропсихолог Татьяна Ахутина. – Иногда наблюдается только дефицит внимания или только гиперактивность, но чаще у детей сочетаются черты и того и другого». Этим расстройством, по некоторым данным, страдает до 38% всех детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.

Факты

У трети детей, которым был поставлен диагноз «СДВГ», сохраняются его симптомы и во взрослом возрасте. 57% детей с СДВГ страдают еще и другими расстройствами: дислексией, дискалькулией, нарушениями сна, депрессией и тревожными расстройствами*.

* Опубликовано на сайте журнала Pediatrics 4 марта 2013 года.

Нет единого мнения о том, как возникает этот синдром. Большинство нейропсихологов связывает его с недостаточной активностью лобных долей мозга, прежде всего – с нарушениями в выработке гормона дофамина, который, в частности, отвечает за силу нашей мотивации и способность концентрировать внимание*. Развитие мозга у детей с таким синдромом происходит нормально, но с отставанием (в среднем на три года)**, поэтому некоторые дети «перерастают» свою гиперактивность и невнимательность. Детский психиатр Филип Шоу (Philip Shaw) уточняет: «Мы выяснили, что с задержкой развиваются те области мозга, которые отвечают за высшие психические функции – память, внимание, контроль поведения. И лишь одна зона – первичная моторная кора – развивается быстрее, чем у других детей. Именно в этом причина гиперактивности».

Психотерапевт Том Хартман (Thom Hartmann) предположил, что симптомы СДВГ мы унаследовали от первобытных людей***. У доисторического охотника периоды гиперконцентрации внимания (при выслеживании добычи) чередовались с периодами бездействия. Переход от охоты к земледелию принес с собой иной тип внимания: теперь нужно было планировать на долгий срок. Но в генах у некоторых из нас остались черты «охотничьего» образа жизни. Эту теорию косвенно подтверждает открытие антрополога Бена Кэмпбелла (Ben Campbell): он обнаружил у кочевых племен Кении генную мутацию, которая вызывает симптомы СДВГ. Интересно, что у племен, которые перешли к оседлому образу жизни, такой мутации не обнаружено. А. С.

Есть вопрос?

Центр диагностики развития детей и подростков Институтавозрастной физиологии РАО

т. (499) 245 0433, (499) 245 0353, (499) 245 2530.

* Human Genetics, 2009, vol. 126.

** Proceedings of the National Academy of Sciences (pnas.org), 2007.

*** BMC Evolutionary biology, 2008, vol. 8.

«Постараться понять особенности своего ребенка»

Татьяна Ахутина, нейропсихолог, доктор психологических наук, заведующая лабораторией исследования трудностей обучения Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ).

Psychologies : Многие дети бывают непоседливыми, непослушными: как понять, скрывается ли за этими чертами синдром дефицита внимания и гиперактивности?

Татьяна Ахутина : Лучше всего обратиться к психологу или врачу. Специалист предлагает взрослым ответить на две группы вопросов: одна касается нарушения внимания, вторая – гиперактивности-импульсивности. Например, относятся ли к ребенку утверждения: «Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении задания или во время игр»; «Совершает беспокойные движения руками или ногами, ерзает на месте»? По каждой теме – 9 вопросов. Если хотя бы на 6 из 9 получен ответ «да», есть основание предположить СДВГ. Заключение делает врач, который должен исключить заболевания с похожими симптомами.

Нужно ли ребенку принимать лекарства?

Т. А. : В западных странах лечение – это сочетание поведенческой и медикаментозной терапии. В России такие лекарства запрещены. И наоборот, некоторые наши исследователи считают эффективными ноотропные препараты, которые на Западе не признают. Кто прав, сказать трудно. В любом случае тут требуется комплексный подход: не только лекарства, но и психолого-педагогическая коррекция. Этот синдром приносит много неприятностей: ребенок на уроке не слушает объяснения, отвечает невпопад, делает много ошибок, получает плохие оценки, его постоянно ругают. А чем больше ругают, тем меньше у него желания учиться! Получается замкнутый круг. Задача психолога – помочь ребенку и с трудностями справиться, и изменить свое поведение,и сохранить мотивацию к учебе.

Что посоветовать родителям?

Т. А. : Постараться понять особенности ребенка. Активным и невнимательным детям больше других требуется поощрение. Им полезно написать распорядок дня, чтобы они учились основам планирования. Когда ребенок начинает уставать, раздражаться, важно дать ему возможность подвигаться. Допустим, если в метро он не может усидеть на месте, можно с ним пройти по вагону, посмотреть схему метро: а далеко ли нам до пересадки? Таким детям полезно заниматься спортом, чтобы выплескивать свою энергию. Учителям тоже лучше знать об особенностях таких учеников: известно, что ребенок с СДВГ сделает меньше ошибок во время контрольной, если учитель будет стоять рядом.

Интервью Алина Никольская

Об этом

«52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. Лечить и воспитывать?» Сабина Досани

В книге английского детского психиатра родители найдут полезные идеи: как лучше организовать жизнь ребенка с СДВГ, как с ним общаться и чему в первую очередь обучать (Центрполиграф, 2010).