Нужно ли удивляться, когда мальчику нравятся игры, традиционно предписанные девочкам, и наоборот? Не указывает ли эта склонность на возможную гомосексуальность в будущем? «Дети до 3–4 лет спонтанно играют одинаково, – объясняет детский психотерапевт Елена Морозова. – А затем девочки начинают предпочитать свои игры, мальчики – свои, имитируя либо отцовское, либо материнское поведение. К такому разделению их во многом подталкивают взрослые – покупают им соответствующие игрушки, радуются, когда их сын (дочь) выбирает игру с правильной «половой ориентацией». Случается, однако, что мальчики также охотно укладывают мишек и зайчиков спать. Или играют в семью в отсутствие сверстниц, по очереди становясь то «папой», то «мамой». И для чего уговаривать их этого не делать? «Большинство взрослых забыли, как велика сила воображения у ребенка, – сожалеет Елена Морозова. – И ошибочно приписывают таким играм предсказательный характер: игра не указывает на будущую сексуальную ориентацию и в еще меньшей степени ее формирует. Наоборот, может быть, из мальчика, увлеченного куклами, вырастет замечательный, ответственный отец или – раньше – нежный и заботливый старший брат.
Вовлекаясь в разные игровые ситуации, особенно символические, ребенок ищет и создает свою личность, в которой есть и женская, и мужская составляющие. Вместо того чтобы высмеивать играющего с куклой мальчика, стоит спросить себя: «Почему меня это беспокоит?» Не пробуждает ли поведение сына (дочери) в нас сомнений в собственной сексуальной ориентации? Зачастую ребенок невольно служит укреплению сексуальной самооценки родителей – помогая отцу почувствовать себя более мужественным и сильным, а матери – женственной.
Беспокоиться стоит, когда мальчики 7–8 лет и старше не просто играют в кукол, но перевоплощаются в девочек: подражают их поведению, переодеваются в платья. Подобные фантазии – повод обратиться к эндокринологу, а затем психологу, который поможет понять, чем живет ребенок и какие устремления он хочет, но боится реализовать.
Об этом
«Правильные игры с правильными игрушками» Стефани Ауэрбах
Американский педагог, специалист в области детских игрушек (ее так и называют: доктор Той, от toy – «игрушка»), в своем бестселлере рассказывает об играх для каждого возраста и помогает родителям определить действительные потребности ребенка.(Попурри, 2008).
Елена Морозова, сотрудник кафедры детской психиатрии и медицинской психологии РМАПО.