Об эксперте
Митчел Резник (Mitchel Resnick) - специалист в области методики обучения, профессор Массачусетского технологического института, руководитель исследовательской группы Lifelong Kindergarten.
Если вы зайдете в школьный класс, то увидите, что детей там учат примерно так же, как и десять или двадцать лет назад. Конечно, в школу пришли технологии – скажем, дети используют ноутбуки и планшеты. Но сами подходы мало изменились. Хотя нас и окружают технические новинки, мы пытаемся втиснуть их в старые модели. Образование часто строится по одной схеме: учитель доносит информацию до учащегося. Технология воспринимается как посредник в этом процессе.
Мы слишком зациклены на трансляции уже существующих моделей, тогда как именно сейчас у нас больше возможностей, чтобы создавать новое. Мне близки идеи великого психолога Жана Пиаже (Jean Piaget). Он говорил об обучении как о способе активного созидания нового знания. Мы игнорируем возможности, которые открывает цифровая эпоха. Она предлагает совершенно новый подход к ответам на вопросы: чему и как учиться? где и когда учиться? с кем и у кого учиться?
Технологии меняют не только способ обмена информацией, но и позволяют моделировать объекты и законы окружающего нас мира. Например, в нашей лаборатории в Массачусетском технологическом институте мы создали язык программирования StarLogo – вы задаете параметры для множества маленьких объектов, а затем моделируете их взаимодействие. Например, можно написать программу поведения для птиц, а потом запустить ее на компьютере и смотреть, как они будут вести себя в стае. Или запрограммировать движение машин в потоке, чтобы увидеть, как изменяется дорожное движение. Раньше, для того чтобы изучить поведение птиц в стаях или механизм движения машин в городе, нужно было написать множество разных уравнений и произвести сложные вычисления. Теперь при помощи программ эти этапы можно пропустить - создание (конструирование) предметов в реальном мире облегчает создание абстрактных моделей в уме.
Мы применили этот подход, когда стали сотрудничать с компанией LEGO. Наша совместная разработка – набор Mindstorms – позволяет детям создавать настоящих роботов. Дети собирают их из деталей конструктора, программируют их поведение, при этом на практике знакомясь с такими понятиями, как обратная связь, контроль, искусственный интеллект. Через игровые действия с конструктором ребенок открывает для себя тонкости инженерного дела.
Мы часто употребляем слово «мастерить» применительно к этим занятиям. Дети осваивают мастерство на всех уровнях, идя от простого к сложному. С цифровыми технологиями это становится проще. Например, мы можем разработать программу и сразу же протестировать ее, понять, будет ли она работать. Нам уже не нужно проводить долгие предварительные расчеты, строить сложные планы и алгоритмы. Мы можем более свободно экспериментировать, быстро создавать рабочие прототипы, пробовать их в реальном времени, дорабатывать. Это упрощает всю цепочку создания новых устройств. Кроме того, это стимулирует рождение новых идей.
Итак, мы можем заново ответить на вопросы, как и чему учиться. А как насчет того, где и когда это делать? Здесь технологии тоже дают нам больше свободы. Скажем, это не обязательно должна быть школа, и не обязательно в виде учебного дня с восьми до трех. Мы можем создать подходящие условия дома и заниматься после школы. Летом, зимой - когда угодно. Мы можем выбирать, с кем и у кого учиться. Класс объединяет детей одного возраста, с примерно одинаковыми познавательными способностями. Но на самом деле эффективнее всего мы учимся в среде, где есть разнообразие. Нам нужен разнообразный опыт, разные стили мышления и поведения. Технологии могут облегчить это, создавая образовательные социальные сети, где люди разных возрастов и с разными навыками могут взаимодействовать друг с другом и учиться друг у друга. Новички могут учиться у экспертов, но эксперты также учатся, разъясняя другим свои идеи.
Технологии позволяют переосмыслить всю структуру школ, их место в обществе. Если бы я принимал решения, я бы избавился от большей части барьеров, которые существуют в школах. Например, есть барьеры между разными дисциплинами. Дети изучают отдельно математику, физику, химию, язык. Но, по моему опыту, лучших результатов удается достичь при проектном обучении. Когда дети сообща работают над большими проектами, они выходят за рамки конкретных дисциплин, учатся заимствовать достижения разных наук и применять их прицельно. Технологии могут сломать барьеры между школой и обществом. Например, они могли бы приглашать на занятия городских специалистов, сотрудничать с институтами и профессиональными объединениями. Школа не должна быть изолирована от мира. Наоборот – она должна постоянно контактировать с ним.
Нам всегда следует помнить, что важны не технологии сами по себе, а то, как мы используем их. Технологии могут помочь нам переосмыслить наше отношение к моделям обучения, но они же могут законсервировать традиционные модели. Для меня главным остается вопрос – насколько ребенок реально владеет технологией, понимает ее и может свободно с ней обращаться. Если он использует устройство или программу для того, чтобы постигать мир, изучать и конструировать что-то – это хороший знак. Если же он только получает информацию – кликает на интерактивные кнопки, ходит по ссылкам, ищет в поисковике – его творческий потенциал остается низким.