Ребенок с машинками
Фото
Getty Images

Группа психологов во главе с Джулией Улбер (Julia Ulber) провела серию экспериментов, демонстрирующих, что даже самые маленькие дети проявляют альтруизм и готовы делиться с другими. Авторы отмечают, что предыдущие исследования в основном показывали, что малыши не хотели делиться вещами, которые изначально принадлежали им. В новом исследовании изучалось, как они относятся к предметам, не принадлежащим никому из них.

В первом эксперименте приняли участие 48 пар малышей в возрасте от 18 месяцев до 2 лет. Каждая пара сидела за столом, в центре которого в небольшой коробочке лежали четыре стеклянных шарика. Если дети брали шарик и клали его в стоявшую рядом специальную музыкальную шкатулку, она издавала забавный звук. Эксперимент повторялся четыре раза для каждой пары.

В большинстве случаев (44%) малыши делили шарики поровну, в 37% случаев — делили нечестно (одному один шарик, второму — три), а в 19% случаев один из детей забирал все шарики себе. Все происходило достаточно спокойно, дети редко пытались воровать шарики друг у друга. В целом, как отмечают исследователи, очень редко один из малышей оставался с пустыми руками, что не согласуется с идеей о безраздельном эгоизме детей этого возраста.

В следующем эксперименте участвовали 128 пар двухлеток, в отличие от первого эксперимента, никто из них не был друг с другом знаком. Дети сидели за столом, и им предлагалось достать шарики, чтобы включить музыкальную шкатулку. Однако теперь, чтобы получить шарик, ребенку требовалось потянуть за планку на своей стороне стола, при этом шарик падал в специальный поддон, откуда его можно было достать. В одном из вариантов эксперимента имелся только один поддон, и в этом случае дети делили шарики поровну примерно в половине случаев. В том случае, когда им требовалось «сотрудничать», чтобы получить шарики, — потянуть за планки одновременно, — они чаще делились честно (в 60% случаев).

В другом варианте того же эксперимента у каждого ребенка был свой поддон для шариков. Иногда одному ребенку падало три шарика, а другому лишь один. Примерно в трети случаев малыш, которому досталось больше, добровольно и по собственной инициативе отдавал один шарик второму ребенку. Исследователи отмечают, что только в этом возрасте может наблюдаться подобное поведение, не раньше.

Если шарики были раскрашены в разные цвета (каждые два шарика были того же цвета, что и музыкальная шкатулка одного из детей), малыши еще охотнее ими делились. Возможно, им казалось, что если шарик раскрашен так же, как музыкальная шкатулка ребенка, то он является его собственностью, или же цвета просто помогают детям, у которых еще почти не развиты навыки счета, понять, как честно распределить шарики.

Как заявляют авторы исследования, их эксперименты показали, что «маленькие дети вовсе не эгоистичны, а вполне способны проявлять щедрость» при распределении «ресурсов» между собой.

Подробнее см. J. Ulber et al. «How 18- and 24-month-old peers divide resources among themselves», Journal of Experimental Child Psychology, vol. 140, December 2015.