alt

Psychologies: Вас не смущает идея обязательного чтения?

Марина Аромштам: В этой идее нет ничего оригинального, список обязательных книг у нас уже и так существует: это список программных произведений по литературе. У этого списка кроме чисто учебных задач существует еще и «сверхзадача» – сформировать общее культурное поле, достичь общественного согласия в сфере ценностей.

Значит, проблема в том, кто и как его составляет?

М. А.: В самой идее списка книг для детского чтения заложен конфликт поколений. Ведь его составляет поколение бабушек и дедушек. Но литература – живой организм. Постоянно рождаются новые книги, классика частью превращается в «памятники», а частью вдруг становится остроактуальной. Школа всегда опаздывает – учебный предмет «литература» во все времена и во всех странах рассказывал детям про памятники. А книги, которые отвечают на мысли и чувства современных детей и подростков, характеризуют их мироощущение, в списки чаще всего не попадают – они еще не проверены временем. Именно поэтому размышлять и спорить нужно не о том, что должно входить в списки, а о том, как учить детей читать. Не в смысле обучения грамоте, а в смысле овладения важным видом общения. Как развивать в них способность воспринимать и понимать. И это существенно сложнее, чем заполнить программу «лучшими образцами».

Марина Аромштам, писатель, автор книг «Когда отдыхают ангелы» и «Мохнатый ребенок» (КомпасГид, 2011), главный редактор интернет-журнала papmambook.ru для тех, кто читает детям.