Мой ребенок гениален?

«Ваша 5-летняя дочь на лету запоминает стихи или воспроизводит услышанную мелодию на фортепиано, а 7-летний сын легко обыгрывает дедушку в шахматы? Такая одаренность может вызвать у взрослых не только восторг, удивление, гордость, но и растерянность: как разумно распорядиться этим даром? Не лишит ли он ребенка обычных радостей детства, других интересов и увлечений?

О каких бы способностях ни шла речь, основная ответственность за то, как именно они будут (или не будут) развиваться, ложится на родителей: попытаться оценить перспективу могут лишь они, а ребенок пока живет сиюминутным настроением. Но при этом заметим: чем больше он увлечен, тем настойчивее отстаивает свой путь. Сверходаренность как раз и предполагает это внутреннее решение, готовность человека посвятить себя чему-то главному... за счет многого другого. О чем же важно помнить родителям? Во-первых, о том, что любой ребенок, независимо от степени своей одаренности, нуждается в поддержке и одобрении взрослых. А во-вторых – о чувстве меры: поддержка должна быть именно чуткой поддержкой, когда родители постоянно остаются внимательными к интересам и потребностям ребенка, но не пытаются любыми средствами заставить сына или дочь двигаться к цели, которая кажется главной им самим.

Соблазн всемерно развить предполагаемый талант велик. Но, понуждая ребенка, не оставляя ему времени для самостоятельного познания, можно вырастить лишь исполнителя. А чтобы творить, нужна возможность для размышления. Так, дошкольнику важно предоставить достаточную свободу в познании мира, где он может самостоятельно исследовать окружающие объекты (куда-то залезть, пощупать, попробовать, проверить на прочность...), зная, что вы всегда его подстрахуете и в то же время расскажете, объясните, ответите на вопросы. Познавая жизнь при поддержке взрослого, ребенок формирует свою уникальную картину мира, на основе которой в дальнейшем создаст то, о чем пока никто и не догадывается. В школьные годы актуальней становится другая задача – учить ребенка трудиться и преодолевать трудности. Это умение даст подростку еще одно преимущество: если талант проявится позже (а такое случается нередко), он в любом возрасте догонит тех, кто стартовал в раннем детстве».

Елена Николаева, психофизиолог, доктор биологических наук, автор нескольких книг, в том числе – «Психология детского творчества» (Речь, 2006).

Об этом

«Драма одаренного ребенка и поиск собственного «Я» Алис Миллер

Швейцарский психотерапевт настаивает на том, что каждый ребенок от природы одарен, потому что уникален во всех своих личностных проявлениях. Стремясь сгладить «неудобные», «нетипичные» черты, родители делают его все более «усредненным» (Корвет, 2012).