В рамках совместного проекта с Аналитическим центром Юрия Левады мы продолжаем составлять психологический портрет нашего общества. Сегодня речь о качествах, которые мы хотим воспитать в детях. Вот как выглядит «тройка лидеров» последнего опроса (респонденты могли выбрать несколько вариантов или предложить собственный).* «Умение добиваться своих целей» – 49%. «Умение общаться с людьми» – 38%. «Хорошие манеры и умение вести себя» – 37%. Качества прекрасные – впрочем, вряд ли можно было ожидать отрицательных черт.
Вопрос «Какие качества из тех, которые многие родители хотели бы воспитать в своих детях, кажутся вам самыми важными?» социологи «Левада-центра» задают россиянам с 1995 года. А с 1998-го среди предлагаемых вариантов ответа (выбирать можно несколько вариантов) впервые появился такой: «Умение добиваться своих целей». И сразу же вышел на первое место. Лидирует он и по сей день, постоянно прибавляя в популярности, – если в 1998 году его предпочли 40% опрошенных, то в августе нынешнего года уже 49*. А вот последнее место в списке достаточно неожиданно заняло такое, казалось бы, ценимое родителями в детях качество, как послушание. Причем оно и в 1995 году не пользовалось особым спросом – тогда его выбрали лишь 8% респондентов. Сейчас же их доля сократилась и вовсе до 5%.
Социолог Алексей Гражданкин, заместитель директора «Левада-центра», связывает это с переменами, произошедшими в обществе в конце 1980-х и 1990-х годах. «В весьма хаотичной конкурентной среде, которая бурно формировалась в то время, важнее всего было любой ценой добиться своих целей. И те, кому это удавалось, мгновенно поднимались к успеху. А вот носители традиционных ценностей явно оказались в проигрыше. Потому и сами ценности стали восприниматься как ненужные, ведущие к неудаче». Эту мысль подтверждает тот факт, что не в чести у родителей совсем не только послушание. Такие традиционно ценимые качества, как верность и преданность или бережливость, тоже оказались в нижней части списка педагогических приоритетов и продолжают терять популярность. В 1995 году их воспитание в детях считали необходимым по 13% родителей. Сегодня верность и преданность набрали лишь 9% голосов респондентов, бережливость – 10.Другая тенденция – падение популярности таких качеств, как независимость и умение постоять за себя. О важности независимости для детей говорили в 1995 году 23% родителей. Сегодня – 16%. А умение постоять за себя еще в 2007 году было одним из лидеров списка – его считали важным воспитывать в детях 38% участников опроса. В 2014 году процент сократился до 28. «Вероятно, это можно связать с патерналистским характером государства, которое стремится выстроить нынешняя власть, – полагает Алексей Гражданкин. – И с готовностью граждан принять такое положение вещей». И в самом деле: зачем стоять за себя, если есть возможность делегировать эту часто неприятную обязанность специально обученным людям? Вот только остается вопрос: что будет, если интересы государства и его граждан вдруг решительно не совпадут? Увы, к такому повороту событий сегодняшние дети могут оказаться не готовы.
И наконец, еще одно неприятное обстоятельство. Популярность качества, определенного социологами как «добросовестность в работе», неуклонно снижается. В 1995 году его считали важным 36% респондентов, сегодня – 27. «Думаю, это связано с теми же обстоятельствами, что и популярность умения добиваться своих целей, – размышляет Алексей Гражданкин. – В 90-е годы залогом преуспевания была инициатива. Но инициатива и добросовестность в работе совсем не тождественны. Выбор самых важных для воспитания качеств свидетельствует о том, что мы сегодня предпочитаем краткосрочные стратегии и ориентируем на это своих детей. Для быстрого успеха нужны как раз и умение добиваться своих целей, и хорошие манеры, и способность находить общий язык с людьми – качества, которые тоже находятся в верхней части списка. А качества, подразумевающие долгосрочные стратегии достижения успеха – добросовестность в работе, верность и преданность, – менее популярны».
* Опрос проведен 22–25 августа 2014 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.