Утренник в детском саду и младших классах школы
Чем больше у родителей и воспитателей желания «произвести впечатление», тем больше нагрузки и напряжения чувствует ребенок. Когда страшно, даже самый талантливый, артистичный и умный ребенок может забыть слова, перепутать ноги, не попасть в ноты. Особенно это касается «хороших», ответственных и правильных детей (и детей, которым повезло расти в семьях родителей-перфекционистов). Внешнее напряжение усиливает чувствительность к звукам, ароматам, прикосновениям. Для чувствительного ребенка волнение, предвкушение, внешнее давление может стать чрезмерным.
В шумных, душных помещениях, среди оценивающих и напряженных взрослых ребенок может вдруг
- начать капризничать, плакать, закрывать уши (отведите его в хорошо проветренную комнату, дайте воды или подержите его руки под водой),
- не давать к себе прикасаться, может отказаться снимать одежду, надевать карнавальный костюм (поэтому не стоит выбирать обтягивающую одежду),
- просто растерянно стоять (сядьте возле него, обнимите и медленно, тихо расскажите ему, что сейчас нужно делать),
- ребенок – даже «опытный артист» – во время утренника может подбежать к маме и попроситься на руки (важно взять его на руки, обнять, а потом проводить к сцене). Он бежит к вам на «подзарядку» – и ему важно ее получить,
- может испугаться Деда Мороза (его голоса, роста, бороды).
Перед утренником и после его окончания обязательно предложите ребенку пойти в туалет. Помните, если он чувствует на себе критический взгляд взрослого, он не ощущает себя в безопасности. Обычно критично смотрят те родители, для которых выступление ребенка – подтверждение их статуса «хороший родитель». Важно, чтобы на ребенке не лежала ответственность за вашу самооценку. Если вам хочется по любому поводу сказать ребенку «Не позорь меня!» – это вопрос не к ребенку, а к вашей уязвимости.
Мероприятия в незнакомых местах (клубы, концертные залы)
Плюс к тому, что написано выше:
- Возьмите с собой влажные салфетки, воду, придите заранее, обследуйте территорию (обнаружьте туалет).
- Помните о том, что страх может заставить рычать, кусаться, драться даже самого доброго и застенчивого ребенка. Представьте себе собачку, которая отпугивает от себя врагов. Именно так дети иногда простраивают вокруг себя безопасное пространство. Важно обнять ребенка, взять его на руки или за руку.
- Если ребенок не хочет отходить от вас, не хочет быстро раздеваться – дайте ему возможность быть с вами столько, сколько ему нужно.
- Познакомьте ребенка с другими детьми и через пару минут отойдите на шаг.
- Обязательно договоритесь с ребенком, где будете встречаться. Важно: когда ребенок оглядывается – подавайте ему знак, что вы его видите (машите рукой).
- Дома, перед праздником, стоит проверить, знает ли ребенок свой телефон, домашний адрес, фамилию.
Мероприятия дома в большой компании
С ребенком любого возраста важно продумать, какими вещами, игрушками он готов делиться, а какие лучше спрятать. Проговорите с ним сценарий праздника, дайте ответственное поручение (раскладывать салфетки, проводить гостей к столу или к елке).
Помните, что ребенок будет внимательно следить за тем, как вы относитесь к чужим детям, – первые знаки внимания всегда уделяйте своему ребенку. В разговоре с другими детьми держите руку на плече своего. Иначе ребенок начнет привлекать внимание к себе способом, который нам не понравится.
Если у ребенка есть свое собственное место за столом – не предлагайте его гостям либо заранее согласовывайте это с «хозяином».
Общие правила
- Накануне праздника поиграйте дома: говорите громче обычного, включите погромче музыку, рассказывайте стихи с закрытыми глазами, стоя на одной ноге…
- Ходите на утренники вместе: ребенку важен ваш любящий (не критичный!) взгляд, он будет держаться за него во время своего выступления.
- Когда чужой ребенок плачет, а мамы нет рядом, допустимо подойти и тихонько поговорить с ним или привлечь к ребенку внимание воспитателя.
- Для единственного ребенка в семье публичные мероприятия могут быть большей нагрузкой.
- Вечером всем, кто не присутствовал на утреннике, необходимо рассказать, как замечательно играл (пел, танцевал) ваш маленький актер.
- Если ребенку подарили «сладкий подарок», а конфет ему нельзя, замените их на игрушку. Либо предложите ему выбор – на что бы он сам хотел обменять конфеты.