Нужно ли платить детям: аргументы за и против и мнение психологов
Фото
Unsplash

«Я всегда плачу сыну за помощь на дачном участке», — рассказывает 38-летний Николай. Он уверен, что в 13 лет сын-подросток должен иметь карманные деньги: с их помощью он научится планировать расходы, сопоставлять свои запросы с доходами семьи.

«Да это просто безнравственно! — возмущается 32-летняя Альбина, мама двоих младших школьников. — Если так воспитывать сыновей, то в старости я должна буду платить им за то, что они подадут мне стакан воды!»

28-летняя Светлана, мама первоклассницы, сомневается: «В детстве отец давал мне «на мороженое» за хорошие оценки, но, кажется, это не влияло на мое желание учиться… Если я теперь начну платить дочери, боюсь, она станет требовать этого даже по мелочам: «Я убрала игрушки — плати!“»

Так стоит ли поощрять деньгами усилия наших детей? Мы спросили об этом экспертов.

Система ценностей

«У каждой семьи — своя позиция и своя стратегия воспитания, — говорит детский психолог Наталья Евсикова. — Она зависит от системы ценностей, традиций и стиля общения между членами семьи».

Для кого-то любая работа детей по дому воспринимается как естественная обязанность: в три года ребенок вполне может поставить в мойку чашку и тарелку, а в восемь лет — выбросить мусор. Другие родители считают, что ребенок обязан, например, убирать в своей комнате, а вот за то, что он сделал что-то сверх того, скажем, аккуратно разложил книги у себя на полках, ему стоит заплатить.

«Семья — целостная система, — рассказывает педагог-психолог Ирина Хоменко, — и ребенок занимает в ней определенное место. Как и у других членов семьи, у него есть определенные права и обязанности».

Но когда он прилагает дополнительные усилия, родители могут не только поблагодарить его, но и выразить свою благодарность материально

37-летняя Ирина впервые дала деньги старшему сыну — в подарок, после того как он занял третье место на общегородской олимпиаде по биологии. «Митя приложил столько усилий, чтобы достичь своей цели, что нам показалось естественным вознаградить его. И вместо того, чтобы подарить очередную видеоигру, мы просто положили в конверт деньги». Но значит ли это, что нужно непременно поощрять деньгами?

«Деньги — лишь один из способов выразить свое удовольствие и показать ребенку, что мы ценим его усилие, усердие, настойчивость, — считает Наталья Евсикова. — Деньги отлично выполняют роль подарка». Особенно важен такой презент для подростков: они часто отдаляются от родителей, и такая форма внимания к ним может вызвать в ответ желание больше участвовать в жизни семьи.

Стоит ли платить за пятерки и домашние обязанности

Оценки

«Мы требуем, чтобы наш 14-летний сын приносил хорошие оценки по профильным предметам, которые ему предстоит сдавать в институт, — рассказывает 38-летняя Кристина. — За каждую пятерку в четверти он получает по 500 „премиальных“ рублей». Кристина вполне довольна — сын учится хорошо.

«Не стоит забывать, что оценка не абсолют и платить за нее детям нельзя, — уверена Наталья Евсикова. — Одна и та же тройка может быть разной: не доучил, поленился, или, может быть, волновался, или заболел? То же самое с пятеркой: возможно, хорошо подготовился, а может, списал? Что мы делаем, когда „оплачиваем“ такую пятерку, — закрепляем желание учиться или побуждаем искать легкие пути? И получается, что родителям бывает проще „откупиться“ или „оштрафовать“ ребенка, чем понять, что именно стоит за той или иной оценкой».

«Ребенок учится для себя, он не делает одолжение родителям — это очень важно понять обеим сторонам, — считает Ирина Хоменко. — Конечно, мы должны создать условия для его образования, помогать и поддерживать, но не брать на себя ответственность за его успехи!»

Домашние дела

А как же быть с повседневными обязанностями, которые так не хочется выполнять? «В буквальном смысле платить за домашнюю работу не стоит. Все домашние ее делают — все и для всех, — полагает Ирина Хоменко. — Но сами договоренности о разделении домашних дел должны присутствовать обязательно. И регулярно пересматриваться, так как новые обстоятельства появляются постоянно».

«Мы делаем что-то для близких не ради награды, а потому что любим их», — подчеркивает психолог Анна Фенько. Поэтому бывает неловко делать что-то за деньги для своих родственников, но всегда приятно, особенно детям, получить от них подарок, награду, приз.

Нужно ли платить детям: аргументы за и против и мнение психологов
Фото
Unsplash

Награда, но не зарплата

«Мы обещали нашей 10-летней дочери в конце года наградить ее и заплатить определенную сумму, если учительница музыки будет ею довольна, — жалуется 34-летняя Мария, — но дочь как увиливала от занятий, так и увиливает!»

«Многим детям трудно долго ждать обещанной награды, — поясняет Наталия Евсикова. — „В конце года“ — это целая вечность для 10-летней девочки. Можно, например, договориться так: если ты всю неделю будешь заниматься по 1,5 часа, поливать цветы или убирать игрушки в комнате, то в воскресенье у тебя будет на что сходить в кино с друзьями».

Но тут важно не переборщить: награда должна соответствовать приложенному усилию

Небольшое усилие — небольшая награда, серьезное — серьезный бонус. Если ваш 10-летний сын неделю не будет разбрасывать по комнате свои вещи, а станет складывать их в ящик для белья, подобное усилие не может быть равноценным, скажем, стоимости нового компьютера. Справедливо установить вознаграждение, равное недорогому подарку: мягкой игрушке, книге, компьютерной игре и так далее.

Нужно ли штрафовать

Некоторые родители не только платят детям «за хорошее», но и штрафуют «за плохое». Если ребенок потерял мобильник или получил двойку за сочинение, он лишается обещанного вознаграждения или карманных денег.

«Денежный штраф, как и любое наказание, менее действенен, в отличие от поощрения, — объясняет Наталья Евсикова. — Штраф логичен лишь в системе деловых отношений взрослых, а для ребенка он часто не имеет вообще никакого значения, ведь у многих детей нет достаточно четкой мотивации для обладания деньгами».

«Некоторым проще ничего не делать, чем „напрячься и заработать“, — добавляет Ирина Хоменко. — Так что штрафов в чистом виде быть не должно, но необходима твердая договоренность, какие последствия вызовет невыполнение условий договора».

Нужно ли платить детям: аргументы за и против и мнение психологов
Фото
Unsplash

Призы и достижения

«Поощрение деньгами все же должно оставаться чем-то особенным, — настаивает Наталья Евсикова. — Важно, чтобы этот подарок соответствовал внутреннему ощущению ребенка: я заслужил это!» Как добиться того, чтобы деньги для ребенка не стали самоцелью?

«Если он чувствует, что с их помощью родители поддерживают его, оценивают его усилия, а не просто откупаются, не подменяют дензнаками заботу, любовь и нежность, то он воспримет деньги просто как отличный подарок», — поясняет Наталья Евсикова.

Как же провести грань между платой и наградой? «Плата — это компенсация за выполненную работу, а награда — поощрение за достижение, — полагает Ирина Хоменко. — Работа — это то, что человек делать уже умеет. Награды достойно то, чему он научился, чего добился, создал».

Платить няне или старшему брату

Многие из нас «нанимают» старших детей посидеть с младшими. Отражается ли эта работа на отношениях в семье, рассказывает психолог Анна Фенько.

Не проще ли давать деньги старшему ребенку за то, что сидит с младшим, вместо того чтобы платить чужому человеку — няне, соседке? Интуитивно многие чувствуют, что не проще. Почему?

Представьте подростка, которому родители платят за то, чтобы он с пяти до восьми вечера присматривал за младшей сестрой. С этого момента он как бы вступает в трудовые отношения, а значит, должен перестать относиться к ней как к сестре: он теперь профессиональная няня, которая несет ответственность за ребенка. Но вот родители пришли с работы, сняли с него этот груз, и теперь он может с сестрой «просто поиграть».

Но уже все не так просто: старший привыкает рассматривать сестренку как объект, приносящий доход. Не стоит ставить ребенка в непосильную ситуацию, гораздо полезнее найти для него работу — тем же бебиситтером.

Наталья Евсикова

Психолог, преподаватель психологии, член Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии (EAESP)

Ирина Хоменко
Ирина Хоменко

Педагог-психолог

Анна Фенько

Психолог, сотрудник факультета дизайна Делфтского университета (Нидерланды), автор книги «Люди и деньги»


По материалам detochka.ru