«Как родители маленьких детей, мы хотели разобраться, в какой степени сказки помогают воспитывать в наших отпрысках честность», – говорит психолог Виктория Тэлвор (Victoria Talwar) из Университета Макджилл (CША), один из соавторов исследования*. – Как все это действует: «в одно ухо влетело, в другое вылетело», или дети действительно усваивают моральный смысл сказок?»
Тэлвор и ее коллеги из Института изучения детей им. Эрика Джекмана при Университете Торонто и Университета Брока (Канада) решили проверить: а что если юная поросль не делает никаких выводов из нравоучительных историй, которые столетиями придумывали писатели и поставлял фольклор?
Чтобы оценить этическую силу сказок, ученые провели эксперимент с участием детей в возрасте от 3 до 7 лет. Каждому из малышей предлагалось определить, какая игрушка находится в руках у ведущего: последний не показывал игрушку, а только заставлял ее издавать присущий ей звук – хлопал хлопушками, гремел погремушками. В разгар эксперимента ведущий, как бы спохватившись, на минуту покидал комнату, якобы для того, чтобы принести книгу со сказками. Уходя, он строго-настрого запрещал детям подходить к столу, где лежала игрушка, название которой требовалось угадать. Что и говорить, после того как дверь за ведущим закрывалась, искушение посмотреть на игрушку было непреодолимым: большинство детей срывались с места и подбегали к столу.
Экспериментатор возвращался, открывал книгу и начинал читать сказку. Иногда это был «Пиноккио», иногда – «Черепаха и заяц», «Джордж Вашингтон и вишневое дерево» (эта история, повествующая о поступке, который будущий первый президент Америки совершил в нежном возрасте, в США столь же популярна, как когда-то в СССР – рассказы о маленьком Ленине), а иногда – басня про глупенького пастушка, который разыгрывал окружающих, крича: «Волк! Волк!». После того как дети прослушали сказку, ведущий просил их сказать правду: подходили они к столу или нет?
Исследователи, которые со студенческой скамьи привыкли верить в воспитательную силу историй, где высмеиваются лжецы и пустые фантазеры, ждали, что наибольший эффект на детей окажут «Пиноккио» и басня про пастушка. Ведь в этих историях ложь представала кратчайшей дорогой к публичному осуждению, всяческим бедам и даже гибели. В действительности вышло совсем наоборот: ни сказка о деревянном человечке, чей нос рос каждый раз, когда он врал, ни басня о мальчике, который был съеден волками, не делали детей правдивыми ни на йоту. В воспитательном смысле они оказывались ничуть не полезнее, чем специально включенная экспериментаторами в список история о зайце и черепахе, где тема честности вообще не затрагивается.
А вот сказки, где главный герой говорил правду и этим заслуживал похвалу, оказались куда эффективнее: дети, которые их прослушали, раскаивались в содеянном и признавались в три раза чаще. Так, в истории о детских годах будущего президента Америки маленький Джорджи изрезал вишневое дерево, чтобы опробовать подаренный ему новый ножик. «Кто это сделал?» – гневно спросил отец. Джорджи хотел было солгать, что не знает, но потом вспомнил, что лгать нехорошо, и во всем сознался. К его удивлению, отец не только не наказал его, но даже похвалил: «Молодец! Всегда и везде говори только правду». Эта несложная и вместе с тем драматическая история (насколько непрост был выбор Джорджи, поймет каждый, кто еще не забыл собственное детство) обладала куда более сильным воспитательным эффектом, чем долгие злоключения Пиноккио.
«Наше исследование показало: чтобы воспитывать в детях моральные качества – такие, как честность, – лучше делать акцент на выгодах, которые герой получает от них, нежели на отрицательных последствиях, которыми чреват недостаток этих черт, – говорит психолог Канг Ли (Kang Lee), один из соавторов исследования. – Думаю, что с другими моральными качествами дело обстоит точно так же». Тэлвор отмечает, что оригинальная история про Джорджа Вашингтона эффективна именно потому, что она демонстрирует, что честным быть – выгодно. Чтобы проверить свою гипотезу, исследователи поменяли концовку в этом рассказе – мальчик свалил вину на другого и, когда правда открылась, получил от отца хорошую взбучку. Эффект от этой «апокрифической» версии истории был столь же незаметным, как и от «Пиноккио».
Как признаются авторы исследования, следующая цель – установить, отражаются ли такие истории на поведении ребенка в долгосрочной перспективе. Интересно, что для самих исследователей проведенная работа имела не только теоретические, но и вполне практические последствия – они с успехом применили открытие в процессе воспитания своих детей. «Это действительно работает. Теперь я читаю детям именно такие сказки», – призналась Виктория Тэлвор.
* «Can Classic Moral Stories Promote Honesty in Children?» Psychological Science, July 2014.