Дети перед компьютером
Фото
Getty Images

Доклад основан на результатах, показанных школьниками со всего мира в тестировании PISA 2012 года (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Вот некоторые выводы1.

  • Само по себе наличие большого количества компьютеров в школе и свободный доступ учащихся к современным технологиям вовсе не гарантирует улучшение успеваемости и повышение качества образования. Учат учителя, а не компьютеры.
  • Ученики, которые «очень часто» пользуются компьютерами в школе, показывают худшие результаты.
  • Те, кто пользуется компьютерами в школе умеренно часто (один-два раза в неделю), показывают несколько лучшие результаты, чем те, кто пользуется ими совсем редко.
  • В тех странах, которые вкладывали большие ресурсы в развитие информационных технологий, учащихся на экзаменах PISA не показали никаких видимых улучшений.
  • Во многих странах и городах, показывающих лучшие результаты в тестах PISA (Южная Корея, Шанхай), информационные технологии используются в школах весьма умеренно. Умеренное использование компьютеров в образовании не мешает, например, сингапурским школьникам показывать прекрасные результаты в тестах на компьютерную грамотность.
  • Нет ни одной страны, в которой бы успеваемость учеников повысилась благодаря широкомасштабному использованию интернета в школах.
  • В Австралии, Новой Зеландии и Швеции, там, где интернет используется в школьном образовании наиболее широко, результаты тестов по чтению и пониманию прочитанного существенно снизились. Что касается Испании, Норвегии и Дании, там они остались без изменений.

Директор образовательного направления в ОЭСР Андреас Шлейхер (Andreas Schleicher) подчеркивает, что из этих результатов вовсе не следует, что нужно отказываться от внедрения информационных технологий. Важно лишь найти им действительно эффективное применение. В качестве примера он приводит цифровые учебники, информация в которых может обновляться по мере необходимости.


1 «Students, Computers and Learning: Making the Connection», OECD, Paris, 2015.