«В психологии есть понятие «сенситивный период», – объясняет когнитивный психолог Мария Фаликман. – Это наиболее благоприятное время для формирования той или иной способности. В освоении речи, например, это возраст до трех лет. Если не воспользоваться возможностями, которые открывает сенситивный период, время может быть упущено. Однако развитие многих способностей, например музыкальных, возможно и в более позднее время. Кроме того, для каждого ребенка сенситивные периоды индивидуальны. Поэтому полезнее присматриваться к поведению и запросам сына (дочери), чем отчаиваться, что время упущено». Что существенно влияет на будущее благополучие и успешность наших детей, так это наличие в первые годы жизни базовых условий развития.
Об этом говорят, в частности, работы экономиста Джеймса Хекмана1 и психолога Чарльза Нельсона. Базовые условия – достаточное питание, а главное – общение с близким взрослым, благодаря которому формируется и словарный запас, и эмоциональный интеллект, и способы познания мира. «Отношения родителей и ребенка напрямую влияют на его становление, – подчеркивает Мария Фаликман. – Однако странно утверждать, что психика уже сформирована к трем или шести годам. Говорить так – значит отрицать данные нейронаук, свидетельствующие о пластичности мозга, о его способности меняться в зависимости от опыта. Как у взрослого человека, так и у ребенка развитие психики не может прекратиться. Например, изучение мозга у таксистов и игроков в гольф показало: при освоении новой культурной практики мозг перестраивается в ходе обучения, одновременно с формированием новых пространственных или двигательных навыков2. А еще доказано, что познавательные функции начинают идти на спад не в год и не в пять, а после двадцати лет, а словарный запас и вовсе возрастает почти до шестидесяти». Наконец, вера в то, что способности можно развивать, делает школьников более успешными по сравнению с теми детьми, кто рассчитывает лишь на природные данные3. Так что взрослым стоит помнить: все решается… всю жизнь!
1 J. Heckman «Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children», Science, 2006, № 312.
2 L. Bezzola et al. «Training-induced neural plasticity in golf novices, Journal of Neuroscience», 2011, № 31(35); E. Maguire et al. «Navigation-related structural change in the hippocampi of taxi drivers», PNAS, 2000, № 97(8).
3 К. Дуэк «Гибкое сознание» (Манн, Иванов и Фербер, 2013).