alt

От нашего отношения к ребенку зависит, вырастет ли он счастливым, открытым, уверенным в себе. Но как найти необходимый баланс? Американский психолог Дайана Баумринд (Diana Baumrind) создала модель четырех стилей воспитания, которые определяются двумя важнейшими проявлениями родительского внимания к ребенку – чуткостью и требовательностью. Под чуткостью она имела в виду теплоту, которую родители проявляют по отношению к своим детям: более чуткие взрослые во всем поддерживают своих детей, менее чуткие могут вовсе их не принимать. Требовательность означает, что родители контролируют своих детей, вырабатывают правила и строго требуют их соблюдения, в то время как родители, лишенные этого качества, не вырабатывают правил вообще.

Сочетание крайних проявлений этих свойств и создает стиль воспитания: авторитарный, потворствующий, пренебрегающий или авторитетный. Конечно, существуют и смешанные типы: ведь чуткость и требовательность не обязательно выражена в максимальной степени или отсутствует вовсе.

Каковы особенности каждого из стилей? Объясняет детский психоаналитик Анна Скавитина:

1. Авторитарный: высокая требовательность, низкая чуткость. Таких родителей дети чаще всего боятся. Они вырастают тревожными, одинокими и несчастливыми, плохо переносят фрустрацию, легко сдаются или, наоборот, начинают проявлять враждебность. При этом обычно хорошо учатся в школе и не склонны к антисоциальному поведению.

2. Потворствующий: низкая требовательность, высокая чуткость. Такие родители по-настоящему любят детей, но не понимают, как их воспитывать. В результате дети с трудом справляются со своими эмоциями и не умеют их контролировать, склонны бунтовать и делать назло, если их желания не выполняются, не умеют справляться с трудными задачами и склонны к антисоциальным поступкам.

3. Пренебрегающий: низкая требовательность, низкая чуткость. Равнодушие и холодность делают детей эмоционально сложными: они редко испытывают доверие к людям, часто бывают жестокими. Несмотря на потребность в любви, не могут ни получить, ни дать ее сами. Обычно им бывает трудно учиться. Им сложно ладить с людьми, иметь стабильные семьи, устойчивые отношения на рабочем месте. Они чаще учатся заботиться о себе сами. Могут быть склонны к ипохондрии.

4. Авторитетный: высокая требовательность и высокая чуткость. В этом сочетании всего в самый раз. И только этот стиль воспитания делает детей счастливыми. В чем его секрет? Родители требовательны, но и добры одновременно. Они объясняют правила и поощряют детей высказывать свое мнение о правилах, дают им независимость, но и прививают ценности. Дети вырастают компетентными, уверенными в себе, с хорошо развитым самоконтролем. Умеют устанавливать дружеские отношения со сверстниками, всегда в устойчиво хорошем настроении, стремятся к исследованию и не избегают нового.

Идеи Дайаны Баумринд не раз получали подтверждение. К примеру, в 1994 году подростки и их родители в ходе большого исследования заполняли специальные тесты, которые затем повторились через год*. Выяснилось, что по тому, как ведут себя взрослые, ученые могут предсказать, каким вырастет ребенок. У того, кто рос в семье с авторитетными родителями, характер и поведение оставались стабильно хорошими, а у детей, растущих с пренебрегающими родителями, поведение, особенно в подростковом возрасте, становилось все хуже.

Правда, высокая чуткость и высокая требовательность обычно не возникают сами по себе, а являются результатом осознанного выбора и внутренней работы самих родителей. Но чего не сделаешь ради счастья детей!

* L. Steinberg et al. «Over-Time Changes in Adjustment and Competence among Adolescents from Authoritative, Authoritarian, Indulgent, and Neglectful Families», Child Development 65, № 3, 1994.