Оригинальная лампочка
Фото
Getty Images

Ученые провели исследование, в котором приняли участие 402 ученика 9-х и 10-х классов школ (60% юношей и 40% девушек, средний возраст участника – 16 лет) в бедных кварталах Нью-Йорка в Бронксе и Гарлеме. Школьников (75% из них были из семей с низким доходом, почти 20% родились за пределами США) разделили на три группы.

Первой группе дали обычный текст из учебника, описывающий научные достижения трех выдающихся ученых – Альберта Эйнштейна, Марии Кюри и Майкла Фарадея. Вторая группа школьников прочла текст про жизненные трудности, которые доводилось переживать этим ученым. Наконец, третьей группе учеников дали текст, в котором описывались научные неудачи и трудности трех ученых. В текстах также описывалось, что именно делали Эйнштейн, Кюри и Фарадей, чтобы преодолеть эти препятствия.

В самом начале исследования школьники также проходили психологическое тестирование, в ходе которого психологи выясняли их представления о сравнительной важности врожденных талантов и интеллекта и собственных усилий.

Через несколько недель исследователи повторно протестировали учеников, а также оценили, как изменилась их успеваемость за прошедший период.

Оказалось, что у старшеклассников, которые читали тексты, где описывались личные или профессиональные трудности ученых, существенно улучшились оценки по естественнонаучным предметам (больше всего повысилась успеваемость у самых отстающих учеников). Они также были более склонны считать, что достижения выдающихся людей в первую очередь обусловлены их упорным трудом, а не только врожденными способностями.

«Если дети считают, что Эйнштейн – гений, у которого нет ничего общего с обычными людьми, то конечно, они не верят, что сами смогут чего-то достичь в науке. Многие их них не понимают, что к успеху ведет длинный и трудный путь, на котором поджидает множество неудач. К тому же для них наука и ученые никак не связаны с повседневной жизнью. Школьная программа по естественнонаучным предметам кажется им просто списком фактов, которые нужно запомнить», – говорит главный автор исследования, профессор Учительского колледжа Колумбийского университета (США) Сяодун Линь-Зиглер (Xiaodong Lin-Siegler).

Примечательно, что ученики одинаково реагировали на тексты, в которых описывались личные или же профессиональные трудности ученых. Авторы исследования полагают, что любая подобная информация помогает школьникам увидеть в знаменитых ученых обычных людей со своими недостатками, а не каких-то идеальных «небожителей», какими их зачастую невольно представляют традиционные учебники. Это в свою очередь показывает подросткам, что и они потенциально могут чего-то достичь в науке.

Подробнее см. Х. Lin-Siegler et al. «Even Einstein Struggled: Effects of Learning About Great Scientists’ Struggles on High School Students’ Motivation to Learn Science», Journal of Educational Psychology, February 2016.