Исследователи из Уорикского университета (Великобритания) выяснили, что простое тестирование 20-месячных детей способно предсказать их будущую академическую успеваемость, которая зависит от способности к концентрации и самоконтролю.
Ученые воспользовались данными, собранными в ходе Баварского лонгитюдного исследования, которое началось в Германии в 1985 году и продолжается до сих пор. В рамках данного исследования 558 детей (среди которых были родившиеся в срок и недоношенные младенцы) прошли тест на самоконтроль в возрасте 20 месяцев. Через 7 лет детей повторно обследовали психологи и педиатры с целью оценить их способность к концентрации внимания, а также проверить их успехи в учебе по разным предметам: математике, чтению и правописанию. Для этого исследователи воспользовались стандартными тестами.
Тест, который ученые предложили детям в возрасте 20 месяцев, заключался в следующем: ребенку показывали изюминку и накрывали ее непрозрачным пластиковым стаканчиком. После инструктажа, который повторялся три раза, малыша просили набраться терпения и не есть изюм до тех пор, пока он не получит особого разрешения (разрешение давалось ровно через 60 секунд). Обнаружилось, в частности, что дети, которые родились раньше срока, проявляли больше нетерпения и чаще брали лакомство, не дождавшись разрешения экспериментатора.
При повторном обследовании в возрасте 8 лет выяснилось, что те дети, которые при первом тестировании показали слабый самоконтроль, хуже учились и были более рассеянными. Результаты детей, родившихся раньше срока, были тем хуже, чем раньше они родились.
«Простой пятиминутный тест с изюминками позволяет предсказывать способность к концентрации внимания и успешному обучению ребенка в будущем. Возможно, эти результаты будут способствовать созданию новых методов развивающей терапии для детей, которые родились раньше срока», — говорит один из авторов исследования, профессор отделения психологии Уорикского университета и Уорикской медицинской школы.
«Новые результаты помогают понять, почему недоношенные дети по мере взросления продолжают испытывать проблемы, которые мешают им добиваться поставленных целей и успеха в целом», — добавляет главный автор исследования Джулия Джэкель (Julia Jaekel), почетный научный сотрудник Уорикского университета и доцент отделения детских и семейных исследований Тенессийского университета в Ноксвилле (США).
Ученые надеются, что раннее выявление проблем с самоконтролем и когнитивных нарушений поможет создать специальные коррекционные программы для смягчения или устранения этих дефектов.
Подробнее см. J. Jaekel et al. «Preterm Toddlers' inhibitory control abilities predict attention regulation and academic achievement at age 8 years», The Journal of Pediatrics, Novermber 2015.