Мальчик играет с динозаврами
Фото
Getty Images

Ученые из Университета Дьюка в Северной Каролине, США, провели четырехлетнее исследование, в котором приняли участие 1299 детей и родителей из 12 различных культурных групп в 9 странах.

Исследователи измеряли уровень агрессии ребенка, наблюдая за ним и опрашивая его родителей. Маленьким участникам предлагали, например, ответить на вопрос, как бы они поступили, если бы кто-нибудь неожиданно толкнул их и они бы оступились и ступили ногой или упали в лужу.

На основе их ответов ученые определяли, склонен ли ребенок расценивать подобные неоднозначные действия как враждебные или как безобидные и готов ли он в ответ проявить агрессию. В каждой культуре и социуме находились дети, которые стабильно предполагали, что намерения враждебны. И в каждой культуре дети, которые воспринимали действия другого человека как враждебные, сами чаще проявляли агрессию – эта вероятность была в 5 раз выше, чем у детей, которые не видели ничего особенного в поведении окружающих. За те четыре года, что продолжалось исследование, ребята, склонные расценивать любые действия как враждебные, в большинстве своем стали чаще и в более жесткой форме проявлять агрессию.

Дети, склонные оценивать действия других как агрессивные, проживают, к примеру, в городе Эз-Зарка в Иордании и в Неаполе в Италии, то есть городах, где проблемы, связанные с детской агрессией, встречаются существенно чаще. Напротив, из Тролльхетане в Швеции и из китайского Цзинане, где подобные проблемы наблюдались гораздо реже, дети-респонденты были настроены более миролюбиво.

«Эти результаты подсказывают нам, что недостаточно учить детей относиться к другим так же, как они бы хотели, чтобы относились к ним: важно еще научить их думать о других так же, как они бы хотели, чтобы думали о них. Научив ребенка предполагать добрые намерения других в случае сомнений, мы поможем ему стать более зрелым, менее агрессивным и тревожным», – говорит главный автор исследования, директор Центра ребенка и семейной политики при Университете Дюка Кеннет Э. Додж (Kenneth A. Dodge).

Подробнее см. K. Dodge et al. «Hostile attributional bias and aggressive behavior in global context», Proceedings of the National Academy of Sciences, July 2015, № 30.