alt
Фото
Getty Images

В период экономических трудностей родители предпочитают вкладывать ресурсы в дочерей, а не сыновей. Как показало исследование, проведенное специалистами из Школы менеджмента имени Карлсона и Ратгерской бизнес-школы, мы скорее запишем дочь, а не сына в различные кружки и секции, и скорее завещаем ей большую часть своих активов1. Правда, только в том случае, если мы считаем экономическую ситуацию неблагоприятной.

«Почти все родители говорят, что не отдают предпочтение одному из детей перед другим, но в реальности во время рецессии они неосознанно начинают больше помогать девочкам», – говорит автор исследования, профессор маркетинга в Ратгерской бизнес-школе Кристина Дюранте (Kristina Durante).

В одном из экспериментов 629 участникам дали прочитать новостную заметку, в разных версиях которой сообщалось, что экономическая ситуация улучшается, ухудшается или же остается без изменений. Затем их спросили, как бы они разделили свои активы между воображаемыми сыном и дочерью. Те, кто думал, что впереди непростые времена, тратили почти 60% своих ресурсов на дочерей, в двух других случаях люди делили активы между детьми почти идеально поровну.

«Подобные результаты напоминают поведение животных. В условиях ограниченных ресурсов родители предпочитают детей женского пола, потому что это выгоднее с репродуктивной точки зрения. Почти у каждого ребенка-девочки потом будут свои дети, но немало мальчиков останутся бездетными», – говорит профессор Владас Гришкевичус (Vladas Grishkevicius) из Школы имени Карлсона2. Более того, распределение ресурсов в пользу девочек становится более выраженным по мере того, как они приближаются к репродуктивному возрасту.

Чтобы проверить свои выводы, исследователи также изучили связь между ВВП США и продажами детской одежды для мальчиков и девочек за период с 1984 по 2011 год. Обнаружилось, что во времена экономических трудностей соотношение затрат на одежду девочек и мальчиков увеличивалось на 19,8% в пользу девочек: чем ниже ВВП, тем больше «перекос» в сторону дочерей.

«Когда мы опрашивали родителей, было предельно ясно, что они стараются относиться ко всем детям одинаково. Но если они принимают решения, основываясь на эмоциях, скорее всего кто-то из детей будет получать от родителей больше, чем остальные, – особенно когда денег на все не хватает. Если они будут знать о подобной опасности, то смогут осознанно корректировать свое поведение, чтобы всем детям доставалось поровну», – говорит доцент Джозеф Редден (Joseph Redden) из Школы имени Карлсона.


1 K. Durante et al. «Spending on daughters versus sons ineconomic recessions», готовится к публикации в Journal of Consumer Research.

2 Соавтор книги «Рациональное животное» (АСТ, 2015).