Татьяна Бедник
Клинический психолог

Моей дочке 4 года. Нашей семье пришлось переехать за границу, из-за чего дочь сильно переживала. Только она привыкла к новой жизни, как у нас родился второй малыш и ей предстоит идти в школу без знания языка. Ревности к малышу она не проявляет, очень его любит. Но поведение стало просто ужасным. Постоянные истерики (чего раньше вообще не было), топанье ногами и крики. Стала драться со всеми. Даже любимая бабушка, приехав в гости, не узнала ее. Раньше ребенок был на зависть послушным, воспитанным, спокойным, а сейчас стыдно куда-либо ходить с ней. От истерик мы все в семье очень устали. Как реагировать на происходящее?


Ольга, 25 лет

Как много свалилось на вашу дочь: переезд в другую страну, рождение малыша, школа с чужим языком. Каждое из этих событий — стресс для ребенка, а у вашей девочки такие события следуют одно за другим. Думаю, что плохое поведение дочери — своего рода информирование вас о ее некомфортном состоянии. Поэтому ребенку крайне необходимы сейчас ваши поддержка и сочувствие.

У вас изменился состав семьи и, значит, изменилось положение каждого из членов семьи. Ваша дочь из единственного ребенка превратилась в старшего. Теперь ей приходится делить с малышом материнскую любовь, ранее принадлежавшую ей одной. Это не могло не сказаться на душевном состоянии девочки. Надо четко обозначить, что такое старший ребенок в семье. Например, это тот, кто многое знает и многое умеет по сравнению с малышом, а значит, помогает маме. Это тот, кто уже ходит в школу. Это тот, кому можно доверить накрыть на стол. Это тот, кто смотрит мультфильмы. Девочка должна понимать, чем ее нынешнее положение в семье отличается от предыдущего. Но вам, в свою очередь, нельзя забывать, что дочь, хоть она теперь и старшая в семье, еще маленький ребенок и по-прежнему очень нуждается во внимании, любви, участии, заботе.

В качестве примера истерик и скандалов вы рассказали о реакции девочки на запреты. Конечно, ограничения и запреты нужны и важны в жизни ребенка. Но чтобы избежать бурной реакции, для начала надо эмоционально присоединиться к ребенку, выразить понимание его желаний («Я вижу, как тебе хочется погулять еще, но мы должны идти домой»). Ребенок по большому счету и так знает, что ему можно, а что нельзя, но так хочется понимания и сочувствия. Далее, налагая запрет на что-либо, предложите девочке возможную привлекательную альтернативу («На диване прыгать нельзя, можно вот тут на полу»).

Важно также помнить, что объяснениями ребенка обучить новому поведению нельзя. Надо, чтобы он через себя «пропустил» алгоритм действий в тех или иных ситуациях. Это возможно только в игре. Поэтому хорошо бы вместо разговоров «проигрывать» с девочкой ситуации, возникающие в повседневной жизни. Пусть она в игре увидит, как «правильно» поступает кукла, когда ей что-то запрещают, что чувствует мишка, когда его бьют. Сил вам и терпения!