Девочки в школе
Фото
Getty Images

Сегодняшнее образование становится все более практичным. Хотите, чтобы ребенок стал отличным программистом и мог побороться за работу в Google или Facebook? (запрещенная в России экстремистская организация) Учите его математике. Хотите, чтобы он прославился как врач или ученый – пусть штудирует биологию. Хотите, чтобы он смог найти работу на самом большом и перспективном рынке мира – китайский язык три раза в день до и после еды. А все прочее – скорее факультативным образом и по остаточному принципу.

Между тем этот подход, скорее всего, неверен. И уж как минимум неполон. В очередной раз это доказало исследование, выполненное учеными Университета Дарема (Великобритания) для некоммерческой образовательной организации Education Endowment Foundation1. В масштабном проекте приняли участие 48 британских школ. 22 из них служили «контрольной группой» и образовательная программа там была самой обычной, а в оставшихся 26 ученики 9-10 лет раз в неделю посещали дополнительный урок философии.

Зачем философия десятилетним детям?

Ирина Млодик

«Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога»

Ирина Млодик, экзистенциальный психотерапевт и опытный детский психолог, описывает запутанные и противоречивые отношения, возникающие внутри четырехугольника «школа – учитель – ученик – родитель».

Разумеется, от детей не требовали конспектировать и анализировать сочинения Аристотеля или Канта. Уроки проходили в форме свободных дискуссий, в ходе которых ученики обсуждали такие философские понятия, как правда, справедливость, дружба или познание. Педагоги учили их понимать и оценивать высказывания товарищей, а также обдумывать новую информацию и формировать свое к ней отношение. В конце учебного года исследователи подвели результаты, и они оказались весьма наглядными. Дети, посещавшие уроки философии, продемонстрировали намного более высокие показатели успеваемости. Причем касалось это не только английского языка и литературы, что как раз было достаточно объяснимо и предсказуемо. Та же картина наблюдалась, например, и с математикой. «Юные философы» гораздо более ловко и уверенно управлялись с уравнениями и формулами, чем их сверстники, от уроков философии избавленные.

«Ученики, посещавшие занятия по философии, обрели новые способы мышления и выражения себя, – констатирует директор исследовательских программ Education Endowment Foundation Киван Коллинс (Kevan Collins). – Они мыслили более логично и легче находили взаимосвязи между различными понятиями и явлениями». По оценкам преподавателей, успехи в математике, показанные детьми из «философских классов», могли бы быть достигнуты не меньше чем за 3 месяца дополнительных занятий по предмету. Но этих занятий не было! А успехи – были.
Не менее удивительным оказалось и другое обстоятельство. Дети из неблагополучных и малообеспеченных семей, включенные в программу изучения философии, показали даже более высокие результаты по всем остальным предметам, чем их социально благополучные товарищи. Кроме того, по наблюдениям учителей, эти дети стали к концу учебного года намного увереннее в себе и обрели способность внимательнее прислушиваться к чужому мнению.

Следует сказать, что это не первые исследования подобного рода. Еще в 1970-х годах подобные эксперименты предпринимались, например, американским философом Мэтью Липманом (Matthew Lipman). И результаты оказались столь позитивными, что вдохновили Липмана на создание общественного движения Philosophy for Children («Философия – детям»). Тем не менее школы во всем мире и по сей день считают уроки философии для младшеклассников в лучшем случае странной причудой. На которую при всем желании не отыскать места в до предела спрессованной учебной программе. Успеть бы с математикой и иностранными языками…


1 S. Gorard et al. «Philosophy for Children Evaluation report and Executive summary». Опубликовано на портале educationendowmentfoundation.org.uk